Четверг, 18 Июля 2019
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Как развить эмоциональный интеллект ребенка?

232018

Что входит в понятие эмоциональный интеллект или эмоциональная компетентность

   Заботиться об эмоциональной жизни ребенка также важно, как о его физическом и умственном развитии.

До недавнего времени в человеческой культуре отсутствовало нормальное понимание эмоций. Мы еще помним времена, когда считалось, что «мальчики не плачут» и « девочкам не пристало злиться».

В последнее время в научной и практической литературе все больше внимания обращается на так называемы эмоциональный интеллект или эмоциональную компетентность.

В понятие эмоциональной компетентности входят следующие способности:

- осознавать и понимать свои эмоции,

- уметь их конструктивно выражать,

- распознавать чувства другого,

- соизмерять свое поведение с чувствами и интересами партнера по общению.

Это поведение, которое называют адекватным той ситуации, которая произошла.

Почему заботиться об эмоциональной жизни ребенка важно?

Приходится признать, что некоторые родители не знают, как заботиться об эмоциональной грамотности детей. Мы заботимся преимущественно о том, чтобы дети учились и правильно себя вели. В случае же непослушания свое недовольство выражаем повышенным тоном, критикой, наказанием, а стоящие за всем этим эмоции и наши собственные, и наших детей – остаются за кадром. Ребенок проходит долгий путь эмоционального развития. Ему приходится учиться переживать, чувствовать и сочувствовать. Осознавание текущей эмоции – это основа адекватного общения. Эмоции имеют коммуникативную функцию. Основа управления собой, своим состоянием – осознавание эмоции.

Для осознавания ребенком своего состояния полезно:

- называть эмоцию словами;

- беседовать с ребенком о каждом конкретном чувстве, о роли и пользе каждого чувства. (Для иллюстрации можно посмотреть мультфильм «Головоломка»)

Возьмем четыре базовые эмоции.

Гнев – это реакция на боль или несвободу. Это стремление к свободе и инстинкт самосохранения. Гнев помогает определить препятствие, направить на него усилия.

Страх – не позволяет нам безрассудно рисковать. Страх заставляет нас задуматься, остановиться, искать способ избежать опасности.

Грусть - эмоциональное состояние, которое помогает нам перенести горе, наладить контакт с окружающим миром и людьми, плач вызывает химические процессы в мозгу, которые помогают избавиться от боли и жить дальше. Погружение в печаль способствует завершению, отпусканию несбывшегося. И когда мы ребенку говорим: «Не плач, я куплю тебе другую игрушку…» Мы начинаем обесценивать чувство: «Не расстраивайся, нашел из-за чего плакать…» и т д.

Радость возникает, когда три базовые потребности (свобода, безопасность и общение) удовлетворены, радость дана на присвоение новых возможностей.

Интерес – для исследования.

Гордость – на поддержку статуса достижений.

   Напомню, что у нас существует три компонента психического состояния: мысли, эмоции, ощущения тела. Через них мы и влияем на психическое состояние. Эмоции являются ведущим компонентом. Чтобы ими управлять, нужно уметь их распознавать. Хочешь управлять собой, нужно себя знать.

Давайте разберемся, что такое чувства, а что такое эмоции

Чувства  это реакция на все то, что происходит с нами в жизни.

Эмоцииэто те изменения, которые происходят в теле во время чувствования реакции: мимика, движения в теле, интонации голоса и т д., это особая последовательность физических ощущений, которые мы испытываем в определенных ситуациях. Их интенсивность варьируется от едва отличимых до невероятно сильных. Мы испытываем эмоции постоянно, они перетекают одна в другую и переплетаются между собой. Мы всегда что-то ощущаем, эмоции сигнализируют, что мы живы.

Для чего нужны эмоции? Зачем природа нас наделила особенностью переживать ощущения. Для того, чтоб мы понимали, что с нами происходит. Эмоции – это маркер, индикатор ситуации. Ребенок в очень большой степени живет своими чувствами, он не делает никаких усилий. Чтобы скрыть их, он выражает их целиком. Когда маленький ребенок сердится или доволен, мы знаем об этом.

На что влияет степень развития эмоционального интеллекта

Исследования показали, что от степени развития эмоционального  интеллекта зависит общее благополучие человека: его успехи и продвижение на работе, удовлетворенность отношениями с другими людьми, понимание себя, счастье в семейной жизни.

Как родителям заботиться об эмоциональном мире своих детей.

Родителям нужно понимать и обозначать детям их чувства, разделять их.
Наши дети могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать. Но слова сопереживания не приходят нам в голову сами собой – это не наш «родной язык». Большинство современных взрослых выросло в обстановке отрицания чувств, потому что много поколений до нас просто выживали и чувства нужно было прятать, показывать их было опасно.

Для детей язык чувств жизненно необходим, без обозначения того, что с ними происходит, дети попадают в психологический вакуум, они не могут разобраться в себе и в том, что с ними происходит, эмоции захлестывают их. Поэтому детям важно подсказывать: «тебе сейчас страшно», «я вижу, ты злишься», «на твоем месте я бы расстроился». Важно называть переживаемую эмоцию словами.

Еще родителям важно уметь слушать своих детей.
Например, ребенок приходит к родителю поговорить, но тот устал после работы и слушает вполуха. Вместо того чтобы выслушать, мы начинаем интерпретировать, оценивать, давать советы: «Наверное, ты сам его спровоцировал, раз он тебя ударил». С каждым случаем, когда мы – не на стороне ребенка, мы все больше теряем его доверие. Задетым чувствам сына требуется такое же безотлагательное и серьезное внимание, как если бы он повредил колено.
Детям важно уделять внимание каждый день, хотя бы 20 минут в конце дня: спросить, как прошел день, что было хорошего и плохого, не нужна ли какая-то помощь. Эти вопросы станут тем связующим звеном, с помощью которого вы сможете поддерживать ваш контакт, что бы ни случилось.
Для детей важно не только то, какие слова сказаны, но и какое отношение стоит за этими словами. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним сочувствием, они будут иметь эффект.

Что нужно детям для освоения эмоциональной грамотности?

Конечно, детские песенки, сказки, книжки и мультфильмы знакомят детей с миром человеческих эмоций. Но для действительного освоения этого мира детям нужно живое общение с нами , взрослыми. Причем общение такое, при котором «дисциплинарные» проблемы перестают быть в центре внимания, а на передний план выступает эмоциональная сторона жизни: переживания, рассказы о них, выслушивания их, обмен ими.

Существуют прекрасные техники для общения и понимания детей.

Техника активного слушания:

- Ты расстроился, когда не получилось.

- Тебе обидно, что о тебе так сказали.

Такие фразы играют роль успокоителя. После названия ребенку становится спокойней и можно говорить, что с этим делать.

Техника  "Я - сообщение":

- Я жалею, что мне не удалось тебя убедить.

- Я злюсь, когда меня не слушают.

- Я рада, что ты мне сказал об этом.

В этих техниках обозначаются чувства того, кто их испытывает, и таким образом понятно, чья это ответственность, нет безосновательных обвинений партнера по общению. Таким образом понимание и правильное использование знаний и навыков общения способствует созданию психологического благополучия детей и взрослых.

Психолог ОППП № 2   Бородина Л. А.