Четверг, 13 Декабря 2018
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Проблемы трудоустройства - Большие дети, почему молодежь не хочет взрослеть.

Проблемы трудоустройства - Большие дети, почему молодежь не хочет взрослеть.

После выхода из интерната выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходиться столкнуться в реальной жизни ежедневно без поддержки взрослых. «Опыт показывает, что даже лучшие интернатные учреждения и детские дома не в состоянии подготовить ребёнка к полноценной самостоятельной жизни (развить достаточные навыки самолюбия, зрелость и самостоятельность, волю выпускников).

Считается, что выпускники школ-интернатов имеют невысокий образовательный уровень, что существенно ограничивает их профессиональный выбор. Здесь оказывают влияние несколько факторов:

- на момент поступления в учреждение большинство из этих детей отличается педагогической запущенностью - многие имеют перерывы в учебе и отстают от своих сверстников в освоении школьной программы в среднем на 1-2 года;

- отягощенная наследственность, хронические заболевания, наличие различных форм отклонений в физическом, психическом и умственном развитии этой категории детей;

- низкая ценность образования в представлениях социального слоя, представителями которого являются родители данных детей;

- принятая в социуме установка на низкий социальный статус детей-сирот, которую поддерживают и сотрудники детских домов, общество в целом и сам ребенок - согласно теории стигматизации (по И. Гофману) «люди рано или поздно начинают вести себя в соответствии стой ролью, которую определило им общество.

В результате общество не ждет от таких детей чего-то экстраординарного, ребенку не прививают стремления достигнуть значительных высот в различных профессиях, из-за этого выпускники детских домов не стремятся получать престижные профессии, считая, что «это не их уровень». Таким образом для большинства из этих ребят остается реальным только один путь - получить начальное или среднее профессиональное образование».

Детские дома, как правило, выбирают те образовательные учреждения, с кем имеются негласные соглашения, а во многих случаях на те училища, где имеется возможность проживания детей-сирот. В большинстве случаев имеет место автоматическое зачисление воспитанников детских домов в конкретные профессионально-технические училища. Причем выбор специальностей в этих училищах чуть ли не стандартен: столяр, маляр-штукатур, слесарь, швея.

Трудности с устройством на работу провоцируют молодых людей после окончания одного ПТУ или техникума идти учиться в другой, чтобы еще три года получать пособие от государства. Другая ситуация, которая тоже имеет место в жизни, связана с тем, что молодые люди после окончания учебного заведения встают на биржу труда и получают достаточно большое (по сравнению с другими категориями граждан) пособие по безработице. Отсюда следуют отказы от предлагаемых вакансий.

Кроме самого факта трудоустройства возникают и другие проблемы, связанные непосредственно с его отношением к труду вообще и конкретной работе, а также с адаптацией в трудовом коллективе.

Многие исследователи отмечают тот факт, что выпускники интернатных учреждений часто бросают работу из-за конфликтных ситуаций, которые сами же и создают. Выделим основные причины возникновения конфликтов на рабочем месте:

- не понял, что сказали;

- не знает, как выполнить требование;

- не умеет объяснить причину непонимания, боится переспросить, уточнить;

- проспал, боится объяснений, прогуливает, бросает работу;

- заболел, не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;

- не справляется с заданием из-за его сложности;

- не умеет воспринимать критику относительно себя, боится услышать в свой адрес недоброжелательные слова, порицание;

- трудно привыкает к новым людям, болезненно переживает свое отличие от других;

- не умеет работать самостоятельно (не стремится реализовывать себя в труде);

- низкая работоспособность, быстрая утомляемость

Таким образом, можно выделить ряд проблем профессионального обучения и трудоустройства выпускников интернатных учреждений:

- ограниченные возможности выбора профессионального обучения, обусловленные преимущественно невысоким качеством общего образования;

- ограниченные возможности выбора профиля подготовки в профессиональное училище, обусловленные организационными трудностями и неспособностью руководителей интернатных учреждений реагировать на новую ситуацию на рынке труда;

- низкий уровень конкурентоспособности выпускников сиротских учреждений на рынке труда, обусловленный невысоким качеством их профессиональной подготовки и неспособностью самостоятельно решать проблемы взаимоотношений в производственном коллективе;

- нежелание работать по специальности.

         В связи с проблемами, которыми сталкиваются выпускники интерната, можно сделать вывод, что большинству из них необходимо сопровождение специалистов на всех этапах получения образования, выбора профессии, поиска работы и дальнейшего трудоустройства.

Зав. отделением ООЛДС                                           Дементьева Н.В