Вторник, 25 Сентября 2018
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Психологическая совместимость в замещающих семьях

Психологическая совместимость в замещающих семьях

            Условием и результатом психологической совместимости является привязанность участников взаимодействия к друг другу, а так же положительные эмоциональные отношения, взаимная симпатия, уважение, уверенность в благополучном исходе будущих контактов между партнерами по общению.

Психологи выделяют три уровня психологической совместимости:

- психофизиологический – оптимальное сочетание органов чувств;

- психологический – совместимость характеров, мотивов, типов поведения;

-социально-психологический – согласованность социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентаций.

            Вот, так! В теории все вроде четко и понятно, а как же обстоит дело в реальной жизни, например в замещающих семей, в жизни людей, решивших стать родителями и подарить семью чужому ребенку?

            Не секрет, что все родители мечтают видеть своих детей умными, успешными, талантливыми и что все родители сталкиваются с трудностями в воспитании. Но если в обычных семьях родителям приходится иметь дело с огрехами собственных педагогический подходов, то в замещающей семье родителям предстоит исправлять чужие ошибки, множество чужих ошибок. Принимая в семью ребенка, приемные папы, мамы, опекуны должны понимать, что им предстоит ответственная и трудная работа. Дети, от которых отказались самые близкие люди, получили тяжелейшую травму, и родителям не стоит ждать простых решений и нужно понимать, что потребуется помощь. Итак, первый важный этап на пути достижения совместимости – это понимание, далее следует уделить внимание мотивации.

            Психолог И.Дуновский, исследуя проблему мотивации, отмечает: «Если у человека претендующего на воспитание приемного ребенка, существует совершенно ясное представление о том, как должен выглядеть ребенок, чего он должен достичь, как он обязан себя вести, какие должен иметь основные физические признаки, то такая «картина» говорит о серьезной опасности втискивать жизнь приемного ребенка в выношенную в мечтах взрослого схему, какие бы высокие цели не преследовали эти мечты».

            Большинство детей воспитывающихся в замещающих семьях, это социальные сироты, т.е. дети, чьи биологические родители живы, но в силу различных обстоятельств (чаще тяжелого алкоголизма или наркомании) не хотят или не могут воспитывать своих детей. Довольно часто замещающим родителем в такой ситуации становится бабушка по материнской, реже отцовской линии, тогда вопрос мотивации приобретает крайне важное значение, так как нередко это желание избежать неодобрения окружающих и/или глубокое чувство вины за ошибки в воспитании своего ребенка. Системный подход в работе с семьей одной из своих задач ставит признание личной ответственности родителями за создание уникального психологического климата и моделей взаимодействия присущей конкретно их семье. Родителям необходимо осознать, что их дети наследуют, принимают и формируют поведение, ценности и установки исходя из особенностей функционирования своей семьи, таким образом, если ребенок попадает в семью, в истории которой уже есть опыт неразрешенных и непроработанных проблем, то весьма вероятно, что «та» семья и «этот» ребенок столкнутся с ними вновь.

            Принимая в семью ребенка, важно учесть множество факторов, знать возрастные и индивидуальные особенности, состояние здоровья, прежний опыт ребенка: большое для понимания значение имеет в каком возрасте ребенок попал или не попал в сиротское учреждение, как долго проживал в доме ребенка, в интернате или с биологическими родителями, когда был помещен в семью, были ли возвращен и т.д. и т.п.. Будущие родители должны знать и понимать такие термины, как «адаптационный период», «материнская депривация», «госпитализм», «множественный травматизм», «эмоциональный стресс», «множественность контактов» и другие.

Так, например, адаптационный период – это очень важный этап для ребенка и родителей, для каждого возраста здесь есть свои нюансы, но есть и общие этапы

- «медовый месяц»;

- «замкнутость»;

- «проверка»;

- «адаптация»;

- «привязанность, внутренняя связь»;

- «семья».

Название каждого этапа говорит само за себя, новым родителям очень важно в этот период быть особенно чуткими, внимательными и терпеливыми, спокойно и последовательно знакомить ребенка с правилами и нормами отношений в семье. Родителям важно помнить, что первая реакция ребенка на незнакомую обстановку и людей может быть непредсказуемой.

Специалисты отделов образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, работники ПМС центров и работники отделений районных ЦСПСиД готовы помочь будущим замещающим родителям заполнить пробелы в знаниях, разобраться с пониманием и мотивацией, но есть и то, что зависит только от самого будущего родителя и является основополагающим в достижении психологической совместимости – это его личностные качества, его характер. Самыми важными качествами, которыми должен обладать человек, решивший принять в семью ребенка, – это сдержанность, терпимость и оптимизм.

Психологическая совместимость достигается в процессе взаимодействия всех членов семьи с ребенком при грамотном, чутком и последовательном воспитании вследствие принятия индивидуальности ребенка, его уникальной эмоциональности и опыта. Залогом хороших отношений в семье всегда будет искрение желание родителей узнавать своего ребенка и помнить ребенка в себе, ведь даже самые «трудные» дети, попадая в спокойную атмосферу «нормальной» семьи, меняются, ощутив, наконец, так необходимые каждому заботу, любовь и защиту.