Среда, 12 Декабря 2018
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Потребности в безопасности

Одна из базовых потребностей человека – это потребность в безопасности.

Какова здесь задача родителей? Безусловно, не только контролировать и уберегать ребенка от опасностей современного мира, но и научить ребенка адекватному ситуации поведению, постепенно расширять границы самостоятельности ребенка и уменьшать контроль со своей стороны.

Здесь нет готовых универсальных рецептов на все случаи жизни, есть определенные принципы и правила, которых нужно придерживаться родителям и учить детей.

Базовое доверие к миру формируется у ребенка от рождения до года на основе того, как относилась к нему в основном мама или человек, её замещающий. И в дальнейшем продолжает формироваться у ребенка представление о себе и реальности в зависимости от того, как строились отношения в семье, сколько было эмоционального контакта и интереса к личности ребенка со стороны родителей.

С какими опасностями могут встретиться дети в современном мире?

Условно их можно разделить на три вида:

1 Физическая опасность- это все, что происходит в реальном мире, что касается тела, поведения, действий.

Итак, смотрим физическую безопасность.

Маленькому ребенку важно создать безопасную развивающую среду и расширять границы по мере роста и взросления ребенка.

На определенном возрастном этапе научить ребенка, как действовать в определенных ситуациях.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«Если ты потерялся…»

Необходимо выучить с ребенком ваши контактные телефоны и домашний адрес.

Объясните ребенку, что вы сразу же начнете его искать, поэтому важно оставаться на одном месте и никуда не бежать.

Выработайте и проиграйте свой план действий. Например, найти возвышенное место и там звать родителей, или обратиться к полицейскому, чтобы он помог позвонить родителям.

«Как выбраться из толпы…»

Важно рассказать ребенку: что такое толпа, о понятии «паника». Объяснить, что нельзя двигаться против потока

-Если упал – быстро подняться или свернуться клубочком, защищая голову.

-Если видно свободное место вне толпы – двигаться туда и звать родителей. Ведь они уже ищут тебя.

«Разговор с незнакомцем…»

Необходимо рассказать ребенку, что существуют хорошие и плохие люди.

Объясните ему, что обычному взрослому от незнакомого ребенка ничего не нужно. Нельзя брать подарки и еду от незнакомых людей, ходить с ними куда-либо.

Говорить «нет» взрослым – это нормально. Можно ничего не отвечать и убежать. Если увидел, что друга уводят незнакомые, а он не хочет – надо звать на помощь.

«Правила общения в Интернете»

Важно договориться с ребенком, не рассказывать информацию о родителях и своем адресе виртуальным знакомым, не встречаться с виртуальными знакомыми, не предупредив взрослых. Объясните, почему вам важно знать, где он находится.

«Когда один дома…»

Договоритесь с ребенком, чтобы, если по телефону спрашивают, где сейчас родные, он отвечал, что они сейчас заняты и не могут подойти к телефону.

Объясните, что нельзя никому открывать дверь, даже если это знакомые. У родителей есть ключи.

«Если ушибся…»

Объясните, что ушибаться – это нормально. Расскажите о видах ушибов и травм. Что с каждым из них нужно делать.

Соберите вместе с ребенком его личную аптечку с первым необходимым.

«Животный мир»

Обсудите с ребенком, какие есть животные, где их можно встретить и как они могут нам навредить. Какие бывают укусы, как их избежать, что делать при том или ином укусе, о последствиях и как их предотвратить.

«Зимние неприятности»

Поговорите с ребенком о том, что зимой можно серьезно замерзнуть и пострадать – отморозить себе часть тела. Расскажите, как это определить и как справиться с этим.

Если лизнуть железную качели на морозе – опасно прилипнуть и освободиться можно будет только с помощью родителей.

«Чрезвычайные ситуации»

Проговорите с ребенком что такое «чрезвычайная ситуация», какие они бывают (лифт, пожар, гроза, ураган, наводнение)

Расскажите ребенку, как себя в таких ситуациях вести и что делать, чтобы выбраться. И, конечно, вид инструкции должен соответствовать возрасту ребенка и его возможностям.

              

2 Другие виды опасностей условно можно назвать психологическими. Психологическая безопасностьпризвана охранять такую нашу сферу, как чувства, состояния, эмоциональные проявления. И основное базовое чувство – это страх.

Страх-это реакция на реальную или мнимую опасность. Страх конкретен, тревога – это неопределенное чувство, что-то непонятное, ожидание угрозы. И вот определить эту угрозу, если она не видима, порой бывает трудно.

Сегодня мы чаще сталкиваемся не с грубой физической силой, а с конкуренцией, причем на уровне психологии. У каждого человека есть свои интересы и желания, и многие считают для себя совершенно естественным использовать для их осуществления других людей. Но многие люди и совершенно не осознают, не понимают, где они нарушают психологические границы других людей.

Например, ребенок приходит из детского сада или школы расстроенный, родители начинают разбираться, и если понять, что произошло в реальном мире   еще как-то могут, то понять в чем истинные причины произошедшего, что делать и как –это, как правило, бывает родителям тяжело.

Потому что дети своими чувствами не управляют, потому что не понимают их. Дети или пытаются прятать свои чувства, т к уже кто-то их напугал, когда они злились или ревели, или предъявляют чувства родителям во всей красе, в полном объеме, а родителям бывает тяжело выдержать детские чувства.

Родители плохо умеют понимать чувства ребенка, принимать, выносить. Важно учить детей замечать свои чувства, проживать, поддерживая себя, пока психика не справится с потерей, неудачей, горем. Ну и, конечно, важно родителям самим уметь выдерживать чувства ребенка.

3 Третий вид опасностей, подстерегающих ребенка,- это информационные опасности. Они затрагивают такие сферы как сознание, картина мира, мировоззрение, установки.

Как формируется детское мировоззрение? На первом месте, конечно, семья, образ жизни родителей, их поведение, ценности, то, что родители говорят. Откуда еще дети получают информацию? Это, конечно, социум: СМИ, школа , ближайшее окружение. До 7 лет у ребенка не развито критическое мышление, он критически не осмысливает ту информацию, которую получает, он все принимает на веру.

Итак, есть реальный мир и виртуальный.

Наши дети имеют гораздо больше возможностей узнавать о том, что происходит в окружающем мире, чем когда-то было у их родителей, благодаря ТВ и Интернету. Что-то из этой информации приносит огромную пользу: некоторые ТВ программы и фильмы развивают любознательность и воображение, приносят радость и расширяют кругозор, учат добру и помогают эмоциональному развитию. В социальных сетях можно общаться на общие интересующие темы.

Все это приносит огромную пользу.

Но есть и другая сторона медали. Если ребенок может бесконтрольно смотреть ТВ или сидеть в Интернете, то он получает доступ к огромному количеству развлечений, пропагандирующих насилие, секс, наркотики и другие пороки человечества. Постоянно наблюдая по ТВ сцены насилия, неадекватного поведения, когда люди ругаются, кричат друг на друга, высмеивают, дети думают, что это и есть жизнь, и так надо поступать и реагировать.

Существует сотни исследований, свидетельствующих, что насилие, показанное на экране, вызывает три основные реакции.

-Дети становятся менее чувствительными к боли и страданию других,

- Мир начинает казаться им более враждебным, у них может вырабатываться склонность к более агрессивному поведению.

-Иногда у детей вырабатывается ТВ или компьютерная зависимость.

Влияние социума – это не только СМИ, это все взрослые и сверстники, которые окружают ребенка. Только в подростковом возрасте дети начинают подвергать сомнению то, что слышат.

И здесь задача родителей общаться с ребенком на основе доверия и уважения, чтобы знать, что происходит в его внутреннем мире.

Вот еще несколько советов, следовать которым могут родители:

1 Показывать детям хороший пример, формировать у детей хорошие привычки. Обратите внимание на выбор программ для детей и свой выбор.

2 Ограничьте время ребенка перед ТВ, компьютером. Это не право, а привилегия. Есть примерные нормы: дошкольники – не более часа в день, школьники -не более двух часов.

3 Предоставьте детям другие возможности. Дети должны понять, что в мире есть масса интересных вещей. Если у ребенка нет интересов, много свободного времени, которое он проводит без надзора родителей, то более вероятно, что он проведет его перед ТВ или компьютером.

4 Можно связать возможность смотреть ТВ с тем, сделал ли ребенок уроки и сделал дела по дому.

5 Обращайте внимание на то, что смотрят или слушают ваши дети. Задайте себе вопрос: «Чему учится мой ребенок, смотря эту программу, есть ли в ней что-либо интересное и познавательное?»

6 Помогайте детям выбрать подходящие передачи, найти программы, подходящие им по возрасту.

7 Смотрите программы и фильмы вместе с детьми и объясняйте непонятные им вещи. Многочисленные исследования показывают, что если человек не знаком с тем, что видит на экране, он принимает это на веру, копирует стереотипы поведенческого и эмоционального реагирования. Если вы будете смотреть ТВ вместе с ребенком, то сможете объяснить, что жизнь отличается от того, что на экране.

8 Учите ребенка критически относиться к СМИ. Многие дети не задумываются о том, что смотрят. Поговорите с ребенком о том, что он понял, запомнил, что похоже на правду, а что нет. Обратите их внимание, какие несчастья могут принести алкоголь, наркотики, насилие.

9 Объясните, что в рекламе все выглядит привлекательно, чтобы заставить зрителей купить продукт, и стоит задумываться, действительно ли он им нужен.

10. Общайтесь с ребенком как друзья, чтобы знать о чем он думает, что у него на душе.

Итак, самое главное, что стоит усвоить: человек попадает в опасную ситуацию, когда теряет бдительность. Нужно знать опасности и формировать здоровые привычки, информировать ребенка об опасностях современного мира, подавать пример адекватного поведения.