Вторник, 14 Августа 2018
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Декоративно-прикладное творчество, как ресурс в профилактике деструктивного поведения в работе с трудными подростками.

Декоративно-прикладное творчество, как ресурс в профилактике деструктивного поведения в работе с трудными подростками.

            С первых дней своей жизни человек окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности. Социализация – это процесс усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью. Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые социальные роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть навыки сосуществования в данной среде.

            В настоящее время в Санкт-Петербурге, как и на всей территории Российской Федерации функционирует развёрнутая сеть учреждений социальной адаптации и реабилитации. Уже на протяжении десяти лет в Невском районе работают две социальные гостиницы для несовершеннолетних. На протяжении вот уже пяти лет я являюсь сотрудником одной из гостиниц.

            Воспитанниками социальной гостиницы №2 являются, в основном, девочки-подростки в сложной жизненной ситуации, в возрасте от 12-18 лет.Поведение большинства подростков, проживающих в нашем учреждении, не соответствует общепринятым нормам и направлено на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Такое поведение называется деструктивным, т.е. разрушительным. В личном опыте подростков отсутствует, либо оказывается деформированной, потребность в основных видах деятельности, обеспечивающих нормальную социализацию, в познании, общении, игре. Многие воспитанники отличаются своим неблагоприятным опытом взаимодействия со взрослыми.

            В социальном учреждении им предлагаются иные условия жизни, другая система взаимоотношений с людьми, ценностные ориентиры. Очевидно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре. В результате этого у многих детей, попавших в наше учреждение, наблюдается эмоциональный дискомфорт, неблагоприятное состояние. Основными признаками неблагоприятного состояния детей является безразличие, эмоциональная отстранённость, волнение, психическая неуравновешенность.

Поступление каждого нового воспитанника ставит перед сотрудниками учреждения несколько задач. Самая первая задача всех, кто соприкасается с подростком, прибывшим в учреждение – оказать ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни. Важнейшая социально-педагогическая задача – дать заброшенному ребенку новую среду обитания, новые впечатления, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор.    

Основная задача нашей работы – это профилактика дальнейшего развития деструктивного поведения подростка. Это сложный процесс, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений. Подготовка подростка к будущему, его социализация является одним из основополагающих факторов в развитии личности, в изменении поведения ребёнка, проходящего социальную адаптацию в отделении нашего центра.

            Подросток - существо деятельное. Его адаптация проходит более успешно, если с первого дня пребывания в учреждении он поставлен не в позицию потребителя, а созидателя новых условий своей жизни. Важно дать детям возможность создавать свой дом и возможность по-своему обустроить уголок у своей постели, порой навешивая плакаты и рисунки, и возможность найти любимое местопребывание в учреждении. На первых порах взрослые не спорят с ним, даже если вкусы подростка оставляют желать лучшего. Когда у ребенка упрочится доверие к воспитателю, появится возможность корректировать его вкусы, изменять их к лучшему.

            Работа по развитию социальных навыков у воспитанниц в дальнейшем способствует развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитывает чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей.

            Решая проблемы социализации подрастающего поколения, очень важно учитывать значение творчества в её процессе. Перед специалистами нашего отделения остро встаёт вопрос организации свободного времени воспитанниц, а именно досуга. В решении этого вопроса очень пригодился опыт коллег из «Воспитательного дома», о котором мы узнали, побывав у них на дне открытых дверей, посвящённого юбилею данного учреждению. Нам удалось посетить открытые занятия по декоративно-прикладному творчеству. Побывать на обзорной экскурсии всего здания и в частности гончарной мастерской по работе с глиной и керамикой, швейной мастерской по изготовлению кукол, а также студии ИЗО. Полученные знания мы попробовали внедрить на практике в стенах нашего учреждения. Полученные результаты очень нас порадовали.

            Общеизвестен факт, что дети лучше учатся и запоминают, когда занимаются ручным трудом. В процессе творческой совместной деятельности взрослого и ребёнка происходит развитие нравственных качеств личности, развитие коммуникативной и эмоциональной сфер ребёнка. Актуальным следует считать тот момент, что в функционал учреждения входит создание для подростков тёплой, непринуждённой домашней атмосферы, что способствует восстановлению и развитию позитивной эмоциональной сферы детей в психически комфортной среде.

            Выполняя различные поделки и сувениры дети, развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые в процессе знания, умения, навыки помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, игрушки, различные сувениры. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники. В процессе создания продуктов прикладного искусства получают знания по экономике: учатся определять стоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. Хорошим навыком по достижению результата, является умение доводить начатое дело до конца, целеустремлённость, взаимопомощь и взаимовыручка. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но успехами своих товарищей. Совместная деятельность вырабатывает у воспитанников необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Поисковый характер деятельности способствует развитию фантазии, воображения, самостоятельности, творческой инициативы.

            Однако следует заметить, что эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер, реализованная через совместную проектную деятельность, творческие и интеллектуальные игры и другие методы работы, организованные в учреждении.

Автор: Тараненко Ольга Ивановна – специалист по социальной работе ОСГ №2 (Воспитатель)