Понедельник, 10 Декабря 2018
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Самооценка как определяющий фактор развития личности

Придерживаясь общепринятого определения, можно сказать, что самооценка – это «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».

Как правило, выделяют 2 вида самооценки: адекватная, когда человек хорошо понимает свои силы и возможности, и неадекватная – заниженная или завышенная.

Самооценка формируется в детстве под влиянием значимых взрослых – в первую очередь, родителей.

Адекватная самооценка формируется в ситуации, когда ребенок воспитывается в доброжелательной атмосфере, где его ошибочные действия подвергаются корректному, беспристрастному анализу. Он обладает самоуважением и самопринятием. Такой человек трезво оценивает свои способности и возможности, делает верные выводы из собственных неудач, стремится к постоянному личностному развитию, умея при этом наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Он энергичен, активен и оптимистичен.

Если же ребенок находится в ситуации постоянной строгой оценки, критики со стороны родителей, сравнения со сверстниками не в его пользу – впоследствии общество получает человека с заниженной самооценкой. Кстати, по мнению многих психологов, заниженная самооценка есть ничто иное, как позиция Жертвы и привычка жить в этой позиции – со всеми, как говорится, вытекающими последствиями.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Вот некоторые проявления низкой самооценки: жалобы, обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении.

Есть также и третий вариант – формирование родителями неадекватно завышенной самооценки у ребенка. Воспитание без конструктивной критики его действий, в отсутствие каких-либо запретов и морально-нравственных ориентиров, помогающих отличать «добро» от «зла». Такому человеку потом весьма трудно вписаться в реальность.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Предлагаем один из способов, как самостоятельно определить самооценку своего ребенка: нарисуйте на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Дайте ребёнку такую инструкцию: на верхней ступени лестницы находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверенны, у них все получается быстро, хорошо, легко. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются. А на самой нижней ступени — неудачники. Они не уверены в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие. Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лестнице в данный момент, и укажи его.

Если ребенок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек — это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время бить тревогу.

С помощью данной методики можно определить и собственную самооценку, честно ответив себе на поставленный вопрос.

В случае, если Вы обнаружили у себя, или у своего ребенка признаки заниженной или завышенной самооценки, испытываете связанные с этим сложности (в отношениях с окружающими людьми, достижении целей, отношении к собственным успехам и неудачам и т.п.), психологи Центра социальной помощи семье и детям с радостью окажут Вам квалифицированную помощь.

 

Специалист по работе с семьей ОДПН №2

Матвеева Т.Е.