Суббота, 22 Сентября 2018
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Детская агрессия и способы её регулирования.

Детская агрессия и способы её регулирования.


Для начала попробуем разобраться: что такое агрессия и агрессивное поведение?

Агрессия (от лат. aggressio — нападение). Агрессивное поведение (далее А.п.) – враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности А. п. может быть:


  1. Непосредственным, прямым, т.е. направленным против объекта, который является источником фрустрации;
  2. Смещённым, когда индивид, испытывающий фрустрацию, не может направить своё А.п. непосредственно против источника фрустрации, и ищет «козла отпущения».

Также выделяют устремлённое во вне А.п. – гетероагрессию, которое, как правило, подвергается со стороны общества социальным санкциям, что усиливает фрустрацию, тем самым у человека может выработаться механизм, направляющий агрессивные импульсы внутрь, на самого себя. Такое А.п. называется аутоагрессией. Она проявляется в актах самоунижения, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений (самоубийства).

agressiya

            Описывая «Корни агрессии», Дональд В. Винникот дает общие наблюдения о том, что есть определённые биологические черты, свойственные природе человека, которые можно увидеть у любого младенца и у всех детей любого возраста, однако есть проявления, которые имеют значительную разницу. Так, например, у одного ребёнка могут быть частые проявления агрессии, как у другого с самого начала может вообще не отмечаться никакой агрессивности; и тем не менее у каждого из них одинаковые проблемы. Дело в том, что два разных ребёнка по-разному справляются со своими агрессивными импульсами.

С. Амодт и С. Вонг пишут о том, что раздражительные или чрезмерно агрессивные дети с трудом поддаются воспитанию. Как биологические, так и приёмные родители, как правило, отвечают на досадное поведение ребёнка строгими ограничениями и наказаниями. Родители, имеющие собственные проблемы с агрессией, чаще имеют детей такого типа, они также более склонны к жестоким дисциплинарным мерам. Кроме того, родители, которые пребывают в расстроенных чувствах по другим причинам (из-за неприятностей в супружеской жизни или угрозы потери работы), более склонны к жесткой реакции на поведение детей. Такое грубое обращение, в свою очередь, усиливает агрессивное поведение ребёнка, которое в итоге может стать неконтролируемым. Своевременное вмешательство, уменьшающее резкость родителей, также снижает риск будущего агрессивного поведения ребёнка.   


Таким образом родителям важно обратиться к своему опыту агрессивного поведения и разобраться в каких ситуациях они эмоционально реагируют на поведение ребёнка. 

В своей статье, современный психолог Е. Доценко, приводит список вопросов, с которыми родители могут обратиться к себе, если агрессии в поведении ребёнка слишком много:

  1. Хватает ли ребёнку внимания и тепла?
  2. Не чувствует ли ребёнок разделения с вами?
  3. Есть ли постоянный источник фрустрации и стресса?
  4. По возрасту ли предъявляемые ребёнку требования?


Агрессивность по Р. Кэмпбеллу – одно из обычных проявлений гнева, присущих незрелой личности. Агрессивность, бессознательные проявления и всплески эмоций – три формы выражения детского гнева, которые наиболее часто встречаются.

Научить ребенка выражать свой гнев разумными способами – самая трудная задача, стоящая перед родителями. Из практических способов регулирования детской агрессии можно рассмотреть конструктивные способы выражения (выплёскивания) накопившегося гнева и раздражения:

  1. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  2. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать её.
  3. Нарисовать фигуру обидчика и быстрыми движениями руки зачирикать её.
  4. Устроить «бой» с боксёрской грушей.
  5. Пометать дротики в мишень.
  6. Громко спеть любимую песню.
  7. Потанцевать под громкую музыку, дав возможность телу двигаться хаотично в пространстве.

Психолог ОДПН№3 Андреева-Ко-Сен-Дин М.А.