Воскресенье, 24 Июня 2018
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Причины детских конфликтов

Причины детских конфликтов

 

Конфликты — одно из важнейших явлений современной жизни человека. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

статья конфликты

Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

Причины детских конфликтов многообразны. Первые конфликты возникают у детей еще в дошкольном возрасте. Конфликты у детей младшего дошкольного возраста возникают в основном из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста - из-за ролей, а более старшего- из-за правил игры.

По мере взросления причины детских конфликтов меняются. На первый план выходят конфликты из-за борьбы за авторитет, соперничества, обмана, оскорблений, враждебности к любимчикам учителей, безответной симпатии, борьбы за внимание противоположенного пола.

Конфликты можно разделить на внутренние и внешние.

Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливости, полноценных отношений детей.

Внутренний конфликт возникает у детей в условиях их ведущей деятельности и большей частью скрыт от наблюдателя. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка или противоречиями в мотивах ребенка и сверстников. Такие противоречия дети не всегда могут преодолеть без помощи взрослых.

Разрешение конфликта – это:

-минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия

-устранение полностью или частично причин, породивших конфликт

-изменение целей участников конфликта

-достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

Три основные педагогические стратегии для разрешения конфликтов в детском коллективе:

1. Стратегия игнорирования. Несомненно, что дети получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются.

2. Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: конфликтующих детей отругать, развести по углам, наказать. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дети делают из этого вывод, что выяснять отношения лучше тайком, в укромном месте, не на глазах взрослого. Конфликт, не законченный в группе, будет продолжен за её границей.

3. Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к конфликту, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Можно, конечно, примирить ссорящихся детей каким-то универсальным ходом – например, увлечь по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дети. Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью.

При разрешении конфликта необходимо:

- во-первых признать наличие противоположных целей у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликте дети могут эмоционально реагировать на происходящее и сами сообщить о конфликте.

- во-вторых выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что – нет. На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.