Вторник, 16 Января 2018
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Предупреждение экстремизма

Предупреждение экстремизма

Проблема предупреждения экстремизма среди населения (и, прежде всего, в подростковой, молодежной среде) весьма актуальна для современной России. Меры, предпринимаемые в целях противодействия экстремизму, должны учитывать социально-возрастные и социально-психологические особенности граждан РФ. В тоже время, не вызывает сомнений, что широкой общественности, правоохранительным органам, социальным работникам необходимо сосредоточить основное внимание на семье, школе, уличных неформальных объединениях молодежи и СМИ как сфер формирования сознания и психики подрастающего поколения.

В современной науке нет однозначного подхода к определению термина «экстремизм». Этимологически «экстремизм» происходит от латинского слова «крайний» и может быть интерпретирован как приверженность крайним, радикальным взглядам. Экстремист – это, не просто хулиган, убийца и т.д., это «идейный» преступник, убежденный в своей правоте, испытывающий ненависть к представителю определенной национальности, религии, социальной группы. Однако следует отметить, что основное (общепринятое) определение экстремизма в нашей стране дано в Федеральном законе №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Так, экстремистская деятельность (экстремизм) предполагает:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Если брать ювенальные слои населения, то данное негативное социальное явление распространено среди лиц, находящихся в возрастной группе от 13 до 28 лет, в связи с чем, меры по предупреждению экстремистских проявлений должны применяться с учетом возрастного фактора. К примеру, для лиц младшего и подросткового возрастов, еще не проникшихся всецело и полностью идеями экстремизма, окончательно не поверивших в «правду физической силы», больше подходят профилактические меры общего характера. Использование мер общего характера позволит государственному аппарату и обществу не допустить формирования преступного мышления несовершеннолетнего субъекта, т.е. использовать меры по предупреждению преступности.

Сегодня в нашей стране главным приоритетом в борьбе с молодежным экстремизмом в первую очередь должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению, среди которых в настоящее время наиболее актуальными являются такие, как снижение авторитета семьи и семейное неблагополучие, утрата обществом духовных ценностей и нравственных ориентиров, пропаганда насилия, наркотиков, ненависти и призывы к обогащению. Все это вызывает у молодежи озлобленность, нетерпимость, протест и агрессию. В первую очередь необходимо обратить внимание на ранние этапы формирования детской психики и личности в целом.

Социологи и психологи пришли к выводу, что существуют три основных фактора, прямо влияющих на формирование сознания подростка: семья, улица и школа. Исходя из этого, необходимо настолько усилить положительное влияние хотя бы одного из этих факторов так, чтобы он сумел перекрыть либо уравнять отрицательное влияние одного или двух других.

Семья − закрытая микрообщность близких, связанных родственными узами людей, в которую достаточно сложно проникнуть и тем более воздействовать. Таким образом, воспитание детей и формирование у них ценностей толерантного взаимодействия, уважения других и общественно полезных ориентиров прежде всего осуществляется родителями, родственниками и уже потом школой, обществом, государством. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит к их ранней криминализации. Очевидно, что в настоящее время необходима активизация усилий в области улучшения демографической ситуации в стране, социального положения семей, трудовой занятости, психологической помощи жертвам насилия в семье. В контексте профилактики экстремизма антисоциальное, девиантное поведение подростков отчасти является продуктом самовоспитания или следствием негативного влияния социальной среды индивида. Чаще всего это компания сверстников на улице.

Единственной возможностью пресечь негативное влияние уличной контркультуры является создание ей положительной альтернативы. Важным социальным институтом, имеющим возможность всецело реализовать государственную политику по работе с подростками и молодежью, является школа (и шире система образования), которая также выступает в качестве важного инструмента в процессе государственного воспитания молодежи. Значимость обучения и воспитания в школе гораздо важнее всех остальных стадий социализации ввиду того, что сознание личности в большей мере развивается в период школьного обучения и именно в этот период у общества имеется возможность положительным образом повлиять на формировании личности индивида.

Важным средством в процессе воспитания толерантности и культуры межэтнического общения должны выступать досуговые организации, клубы по интересам и прежде всего спортивные секции. Такие виды спорта как бокс, борьба, каратэ, дзюдо способны направлять агрессию в мирное русло. Кроме того, существует необходимость института психологической помощи при школе, где психологи должны объективно изучить среду, в которой они работают, консультировать не только детей, но и координировать действия преподавательского состава в вопросах преодоления барьеров в общении с детьми.

Бакин Анатолий Анатольевич, юрисконсульт отделения социального сопровождения граждан, зависимых от психоактивных веществ СПб ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям Невского р-на Санкт-Петербурга»