Суббота, 22 Сентября 2018
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Помощь ребенку при переходе в пятый класс

Помощь ребенку при переходе в пятый класс.

Переход из начальной школы в среднее звено сопряжен с большой психологической нагрузкой. Помните, что процесс школьной адаптации может длиться до 6 месяцев. Относитесь к ребенку с пониманием - ему трудно. 

  • Во-первых, Вашего ребенка будут учить несколько различных учителей, а не один-два, как это было в начальной школе. Расставание с первым любимым учителем огорчит ребенка. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажется для ребенка так же большой неожиданностью. Педагоги относятся к пятикласснику не как к малышу, а как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это. 
  • Во-вторых, ребята будут заниматься в разных кабинетах. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет. В средней школе для изучения каждого предмета есть свой кабинет. Добавьте сюда встречи на переменах со "взрослыми дядями", старшеклассниками. Для привыкания к этому нужно время. 
  • В-третьих, у Вашего ребенка может поменяться коллектив одноклассников, даже если Вы не меняли школу. Могут появиться новички в классе, или уйти из школы одноклассники. Смена коллектива даже для взрослого человека проходит болезненно, а что говорить о малыше? 

Поэтому, уважаемые родители, на Ваши плечи ложится забота о том, как помочь своему ребенку преодолеть все эти трудности. В это время он особенно нуждается в Вашей помощи. 

Некоторые проблемы пятиклассников:

  • в письменных работах пропускают буквы; 
  • не умеет применять правила, хотя знает их формулировку; 
  • с трудом решает математические задачи; 
  • невнимателен, рассеян, забывчив; 
  • с трудом понимает объяснения учителя; 
  • плохо ориентируется в пространстве; 
  • испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний; 
  • часто меняет друзей. 

Кризисные периоды:

  • первые 4-6 недель (сентябрь, октябрь) 
  • середина декабря; 
  • неделя после каникул в феврале; 
  • середина марта (особенно после каникул). 

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомленный вид ребенка; 
  • беспокойный ночной сон; 
  • трудности утреннего пробуждения, вялость; 
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие; 
  • нежелание выполнять домашнее задание; 
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; 
  • нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне; 
  • повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 
  • жалобы на события, связанные со школой; 
  • стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 

Как помочь ребенку?

  • безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он может столкнуться; 
  • создание условий для развития самостоятельности (домашние обязанности); 
  • спланировать свободное время ребенка; 
  • ненавязчивый контроль со стороны родителей; 
  • создание ситуации успеха; 
  • возможность обсудить свои школьные дела, отношения со сверстниками в семье; 
  • возможность общения с одноклассниками вне школы.

Как помочь своему ребенку полнее использовать возможности этого "резервного" периода школьной жизни?

- Подскажите ребенку, как справиться с "техническими сложностями" первых дней. Трудно ориентироваться в системе кабинетов? Обычно в школах все учебные кабинеты пронумерованы. Пускай ребенок откроет в своем школьном дневнике специальную страничку, запишет туда все предметы, которые будет изучать в пятом классе, против названия каждого предмета пометит номер соответствующего кабинета и этаж. Теперь, если заблудился в школьном лабиринте, можно легко вспомнить номер помещения и найти его.

- Пятиклассник должен хорошо знать, где вывешено школьное расписание. Нередко в начале учебного года расписание уроков меняется чуть ли не каждый день. Неплохо иметь дома номера контактных телефонов для уточнения. Напоминайте ребенку, чтобы он собрал все необходимое, сверившись с расписанием на завтра. Но не делайте это за него!

- Подскажите сыну или дочери, к кому в школе можно обратиться за помощью в случае каких-то затруднений. Это в первую очередь классный руководитель, завуч, курирующий пятые классы (нужно знать, где его кабинет). За эмоциональной поддержкой многие пятиклассники тянутся к своей бывшей учительнице начальных классов.

- Задавайте конкретные вопросы ребенку о делах в школе, интересуйтесь новыми предметами, новыми учителями, одноклассниками. Не забывайте и о более "приземленных" деталях: успевает ли ребенок поесть в перерыв в столовой? Может ли без опаски зайти в общий со старшеклассниками туалет, спокойно одеться в гардеробе и т. д.?

- Найдите возможность познакомиться с новыми педагогами своего ребенка. Например, попросите классного руководителя пригласить их на родительское собрание или подойдите к ним сами. Если считаете нужным, расскажите им о каких-либо особенностях сына или дочери. Узнайте об их требованиях, критериях оценки и т. д.

- Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным оценкам. Важно, чтобы он понимал: разные люди, в том числе и учителя, могут оценивать по-разному и результаты его работы, и его самого как личность. В средней школе легче будет тому, кто не делает трагедии из школьной отметки. И тут, конечно, многое зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания и высокие требования отравляли ребенку жизнь. Повышенная тревожность чаще возникает не из-за реальных неуспехов (хотя бывает и такое), а из-за страха не соответствовать установкам родителей.

- Обращайте внимание на физическое самочувствие ребенка, его эмоциональное состояние, изменения в поведении. Кто-то из детей становится более тревожным или робким, кто-то больше утомляется или становится менее организованным, чем раньше... По данным школьных психологов, какие-то изменения в первое время наблюдаются у 70-80 процентов пятиклассников. Старайтесь, чтобы ребенок соблюдал режим дня, создайте дома щадящую, спокойную обстановку. При необходимости (если, например, у ребенка стойкие нарушения сна, он чаще стал болеть, постоянно снижено настроение и др.) обратитесь к врачу. Не забывайте о возможности консультации у детского психолога. Например, если ребенку не сразу удалось наладить контакт с новыми учителями или одноклассниками.

- Научите, как справляться с возросшими учебными нагрузками. По-другому можно построить домашнее расписание занятий. Учите добывать необходимую информацию из самых разных источников: из газет и журналов, из справочной литературы. Если есть возможность, то и в Интернете. Хорошей привычкой может стать работа в читальном зале библиотеки. Все это - подготовка к учебе и в старших классах, и в вузе. Покажите, как работать с разными словарями, энциклопедиями, справочниками. Обратите внимание, умеет ли ребенок выделить главное в абзаце, параграфе, статье, составить краткий конспект.

- Приглашайте к себе домой одноклассников сына или дочери. Особенно если это другой класс или школа. Так вы поможете ему быстрее наладить контакты в новой среде, обрести эмоциональную поддержку. Хорошо бы не забывать и о прежних школьных друзьях.

Естественно, что через какое-то время наиболее острые моменты перехода останутся позади. Большинство детей преодолевает эти трудности к концу первого месяца в пятом классе. Но некоторым детям требуется большая помощь взрослых, чем другим. Если период адаптации затянулся, обращайтесь за помощью к педагогам и психологам!

Важным моментом в адаптации ребенка при переходе в пятый класс - это сотрудничество с администрацией, учителями, родителями. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие «как важный шаг в своей жизни». Одни не хотят расставаться с детством, другие гордятся, что «уже не маленькие».

Специалист по социальной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних №2 Данилова Александра Александровна