Воскресенье, 19 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Чем родители могут помочь ребенку при переходе из начальной школы в среднюю?

Чем родители могут помочь ребенку при переходе из начальной школы в среднюю?

В жизни каждого ученика бывает такой важный момент, как переход к обучению в средней школе – в 5-м классе. И не каждый ребенок с легкостью переходит на эту качественно новую ступень обучения.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 10-11 ЛЕТ

Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста?

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования.

Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая. Наиболее серьезные требования предъявляются к умственному и речевому развитию учащихся: навыки логических операций с понятиями, систематизация учебных знаний, перенос интеллектуальных навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и содержательность устной речи. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность психических процессов, способность к саморегуляции.

С начала обучения в средней школе расширяется само понятие "учение", так как теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, успешное обучение в среднем звене требует более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентация на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения "для себя". Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.

К 4-му классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.

Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Что особенного в переходе из начальной школы в среднюю?

  1. Изменение статуса - в начальной школе четвероклассники – самые большие, а в основной – они самые маленькие. С другой стороны, родители и педагоги подчеркивают, что школьник – уже не маленький и начинают предъявлять к нему новые требования.
  2. Изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники». Новые учителя еще не знают особенностей и возможностей ребёнка.
  3. Сами педагоги так же очень сильно отличаются по своим особенностям: кто-то требует аккуратного ведения тетрадей и строго следит за этим, а кто-то – нет, один поощряет ученика, когда он высказывает своё мнение, другой – требует строго придерживаться имеющихся фактов и др.
  4. Увеличивается количество учебных предметов и вместе с тем, может увеличиваться степень сложно материала, который необходимо усвоить. То, что раньше давалось легко, будет требовать больших усилий.
  5. Практически каждый учитель основной школы считает, что ребёнок приходит к нему с уже сформированным умением учиться, самостоятельно работать на уроке и дома.

Все, что происходит со школьником в данный период, способствует его взрослению и развитию самостоятельности, он учится организовывать свою деятельность, оценивать себя, строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с взрослыми. Но, не смотря на это, ваш ребёнок нуждается в поддержке и помощи.

Какую помощь могут оказать родители?

  1. Подскажите как справиться с «техническими» трудностями первых дней – где находится расписание, как найти нужный кабинет и т.п. Напоминайте ребёнку, чтобы он собрал всё необходимое на завтра, сверившись с расписанием. Но не делайте это за него!
  2. Интересуйтесь школьными делами сына или дочери. Интересуйтесь новыми предметами, новыми учителями, одноклассниками. Не забывайте о бытовых деталях – успевает ли поесть и т.п.
  3. По возможности познакомьтесь с новыми учителями. Можно попросить классного руководителя пригласить их на родительское собрание, где они смогут познакомить вас с особенностями изучения предметов, системой требований и оценок.
  4. Обратите внимание на отношение вашего пятиклассника к школьным оценкам. Важно, чтобы он понимал: разные люди, в том числе и учителя, могут оценивать по-разному и результаты его работы, и его самого как личность. В средней школе легче будет тому, кто не делает трагедии из школьной отметки. И тут, конечно, многое зависит от родителей: нельзя, чтобы наши неправомерные ожидания и высокие требования отравляли ребенку жизнь. Повышенная тревожность чаще возникает не из-за реальных неуспехов (хотя бывает и такое), а из-за страха не соответствовать установкам родителей.
  5. Обращайте внимание на эмоциональное состояние школьника, его самочувствие, изменения в поведении. Старайтесь, чтобы он соблюдал режим дня, достаточно высыпался.
  6. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет пережить ребёнку школьные трудности.

Большинство детей преодолевает трудности перехода в среднее звено к концу первого месяца в пятом классе. Но некоторым детям требуется большая помощь взрослых, чем другим. Если период адаптации затянулся, обращайтесь за помощью к педагогам и психологам!