Понедельник, 20 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Стили родительского воспитания

Стиль родительского воспитания – это определенный тип поведения родителей по отношению к своему ребенку. От этого зависит не только каким вырастет ребенок, как сложатся его отношения с родителями через несколько лет, но, самое главное, от воспитания сильно зависит то, как сложатся отношения ребенка с внешним миром.

В основе стиля воспитания лежат следующие параметры:

  • -контроль;

  • -забота и опека;

  • -степень включенности в отношения;

  • -эмоциональность;

Способы взаимодействия родителей и детей условно принято делить на три стиля родительского воспитания. В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная система воспитания, которая далеко не всегда родителями осознается.

Авторитарный стиль (диктатура) предполагает абсолютную родительскую власть. Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. Желания, чувства, мысли, идеи авторитарному родителю не интересны и не нужны.

От ребенка просто требуется полное и безоговорочное послушание. «Как я сказал, так и будет», «Я всегда прав» -вот девизы авторитарного родителя. Ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, высказывать свое мнение, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия.

В подростковом возрасте родительский авторитет может потерять силу и страх перед родителем исчезнуть. Поэтому в таких семьях в это время часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся неуправляемыми, так как прежние методы воздействия родителей теряют силу. Из ребенка получается отлично функционирующий исполнитель  либо бунтарь, всю жизнь пытающийся свергать чужие авторитеты и правила и навязывать свои.

Характерными чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант - развитие слабой жизненной позиции:

  • -потеря чувства собственного достоинства;

  • -невозможность принимать решения, отвечать за выбор;

  • -потеря собственных желаний.

2 вариант – развитие деспотичной личности:

  • -ненависть к родителям;

  • -решение вопросов только силой;

  • - грубое отношение к окружающим;

  • - повышенная агрессивность и конфликтность.

Совет родителям

Если это описание напомнило ваше стиль взаимодействия, то следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком. Нужно перестать давить на ребенка и дать ему возможность проявить себя. Будьте более благосклонны к его желаниям, интересам и увлечениям. Если вы не хотите, чтобы из ребенка вырос замкнутый, боязливый и неуверенный в себе человек или вечный бунтарь, работайте над стилем вашего воспитания

 

Попустительский стиль.

Особенности попустительского стиля в том, что родитель позволяет ребенку делать абсолютно все, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Такое поведение характерно для родителей, воспитанных в авторитарной или непоследовательной манере. Родитель, будучи раненым жестким, негуманным отношением к себе, помнит свое напряженное и безрадостное детство и, не желая повторять его, боится проявлять хоть какую-то власть в отношении своих детей.

Родитель не помогает и не мешает ребенку, не принимает никакого участия в становлении его личности. Этот стиль общения предполагает тактику невмешательства, основа которой по сути – равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка.

Последствия.

При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант - самостоятельный, но неспособный к близости и привязанности человек, у которого отсутствуют желания помогать, заботиться, поддерживать ближнего.

2 вариант – личность «без тормозов», безответственный, распущенный, не умеющий держать слова человек.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей воспитания, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, уважения, отчужденность, обособленность ребенка от родителей.

Совет родителям

Не очень хорошо, когда ребенок предоставлен самому себе. Если вы не хотите, чтобы в будущем он связался с плохой компанией, был подвержен влиянию извне, измените тактику своего поведения, пока ещё не поздно. Введите определенные правила и обязанности, которые должны выполнять все члены семьи. Уделяйте больше времени ребенку и занимайтесь с ним. Не допускайте, чтобы ребенок был без контроля вообще.

 

Демократический стиль.

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, на его активную роль в семье. Считается, что демократический стиль является наиболее благоприятным в воспитании подрастающего поколения. Родители не только заботятся о дисциплине, но и не препятствуют самостоятельности детей. В такой семье ребенок выполняет свои обязанности, но при этом его права не ущемляются. Родители уважительно относятся к мнению детей и поэтому советуются с ними, когда это нужно. Чрезмерной опеки в таких семьях нет, поэтому дети прислушиваются к объяснениям того, что делать можно, а чего не стоит. При демократическом стиле не бывает больших конфликтов.

Ещё одной особенностью подобного воспитания является умеренность. То есть у детей нет излишней агрессивности, но они могут защитить свои интересы и практически не поддаются манипулированию извне. Они достаточно коммуникабельны, способны адаптироваться к жизни в обществе.

 

Совет родителям

Демократический стиль предполагает уважение. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с ребенком, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет и чувство меры.

Далеко не всегда эти стили проявляются в семье в чистом виде. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания, например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот, пускают все на самотек.

Важно, чтобы отношения с детьми строились на принципах взаимного уважения, доверия и понимания того, что каждый человек неидеален, важно научиться видеть и ценить в нем хорошее.

И второй важный момент – это необходимость пользоваться различными методами воздействия на ребенка адекватно ситуации и в соответствии с особенностями личности ребенка.

Если у родителей возникают сложности с тем, чтобы разобраться с особенностями личности своего ребенка и способами конструктивного взаимодействия с ним, есть возможность обратиться с данными вопросами к психологу.

СЕМЬЯ4СТИЛИ

Психолог ОППП-2 Бородина Л.А.