Воскресенье, 19 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Как помочь ребенку преодолеть страх публичных выступлений.

Вот и наступил новый учебный год, а вместе с ним новые эмоции, открытия и испытания. Одно из таких испытаний - необходимость отвечать «у доски», демонстрировать всем уровень своих знаний и умений, подвергаться оцениванию не только со стороны учителя, но и одноклассников. Нередко это очень суровое испытание для ребенка, создающее благоприятную почву для возникновения особого страха — страха отвечать у доски.

По своей сути страх отвечать у доски — это разновидность страха публичного выступления – пейрафобии. Казалось бы, имеются и более значительные страхи, оправдывающие свое существование, например – боязнь диких зверей, или страх заболеть раком, однако согласно исследованиям, страх публичных выступлений занимает первое место среди всех прочих страхов! На втором месте – страх смерти!

Итак, страх выступать на публике — это весьма распространенное и вполне нормальное явление. Многим людям он не мешает, а помогает в их выступлениях, являясь стимулом для более тщательной подготовки и концентрации перед выступлением. Признаками того, что страх относится не к «помогающим», а к «мешающим», помимо прямо высказываемых ребенком опасений, являются:

- постоянные разговоры ребенка о предстоящем выступлении, как с тревожными нотками, так и без них;

- излишне тщательные приготовления к выступлению;

- выступление ребенка значительно хуже его собственных возможностей, проявлявшихся в ходе подготовки;

- отказ от выступления, как до его начала, так и в процессе;

- отказ от участия в последующих выступлениях и даже от подготовки к ним.

Также страх отвечать у доски часто сопровождается разнообразными телесными неприятностями: ребенок чувствует напряжение в теле, краснеет или бледнеет, его накрывает волна липкого пота, могут возникать ощущения дурноты или тошноты, дрожать руки или колени. В таком состоянии практически невозможно сосредоточиться, взять себя в руки и вспомнить пусть даже и прекрасно подготовленный дома материал!

Причинами страха публичных выступлений у детей могут стать:

  • страх не соответствовать ожиданиям взрослых, низкие оценки результатов деятельности ребенка родителями и педагогами. Оценки взрослых закрепляются в самооценке ребенка, и он начинает думать, что действительно очень плохо читает стихи, танцует или поет. Вполне возможно, что в следующий раз он просто откажется от соответствующей деятельности, просто для того, чтобы не выглядеть глупым, смешным или неумелым.

  • недостаточный опыт публичных выступлений. Представьте: человек не то что редко выступает перед аудиторией, а его и к доске-то вызывают не так уж часто. Конечно, у него будет страх перед публичным выступлением, когда его слушают множество ушей и весь конус внимания глаз большого количества людей направлен исключительно в его сторону.

  • негативный предыдущий опыт: в случае, если ребенок подвергался критике, «высмеиваниям» со стороны взрослых или сверстников, особенно, если ситуация повторялась многократно.

  • неуверенность в себе и низкая самооценка.

Для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

  1. Помочь ребенку преодолеть страх определенного учителя.

Можно нарисовать "страшного" учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему "Как я боюсь Марь Иванну", а второй - "Как я ее не боюсь". Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится.

Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем Вы можете взять на себя роль ученика, а ребенок - учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки - тем лучше. А Вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т. д.

  1. Сформировать более адекватное отношение к школьным оценкам.

Поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать ребенку примерно следующее: "Понимаешь, учеба в школе - это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты. Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, - это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил "пятерку" - значит, двигаешься туда, куда надо, а "двойка" просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился".

Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе.

  1. Обучать сына или дочку навыкам публичных выступлений; научить ребенка расслабляться, снимать мышечные зажимы в ситуации устного ответа.

Дело в том, что, как мы уже отмечали, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения.

Для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру "Растение". Ребенок должен постепенно "вырастать" из семечка, а затем "сломаться". Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления.

Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра "Прогулка по сказочному лесу". Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним.

Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе.

  1. Постепенно снижать страх выступления перед публикой, понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой ситуации.

Если ваш ребенок не протестует, отдайте его заниматься в театральную студию или какую-нибудь спортивную секцию — танцы, гимнастику, футбол. Цель занятий артистическим искусством вполне очевидна — ребенок учится владеть собой, управлять своими эмоциями по своему желанию и выступать на сцене «профессионально» несколько раз в неделю (перед другими участниками студии, педагогами, родителями, а на спектаклях — перед зрителями). Спортивные занятия на первый взгляд связаны с преодолением страха публичных выступлений намного меньше — ведь соревнования если и бывают, то очень редко, даже не каждый месяц. Но, с другой стороны, ребенок «на виду» на каждой тренировке — ведь в зале, на стадионе или в бассейне тренируется не только его группа. А кроме того, спортивные упражнения очень эффективно способствуют преодолению зажатости, так свойственной детям, боящимся выступать.

  1. Поговорить с учителем об особенностях вашего ребенка, вместе искать способы снижения страха.

Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли.

Как мы уже отмечали, очень часто причиной страха публичных выступлений является низкая самооценка ребенка и его неуверенность в себе.

Можно перечислить несколько основных правил, которые помогут родителям повысить самооценку своего ребенка:

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, разрешайте ему делать все, что делают сверстники.

  • Не забывайте отмечать достижения ребенка, но не перехваливайте его: похвала должна быть соразмерна поступку.

  • Показывайте своим примером образцы адекватного отношения к успехам и неудачам, обращайте внимание ребенка на то, что с неудачами сталкиваются и другие люди, обсуждайте, как они справляются с трудностями.

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой (с тем, какой он был вчера и, возможно, станет завтра).

Специалист по работе с семьей ОДПН №2

Матвеева Т.Е.