Вторник, 19 Сентября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к обучению в школе.

«Быть готовым к школе – это не значит

уметь читать, считать, писать.

Быть готовым к школе – это значит

быть готовымвсему этому научиться»

(Венгер Л.А.)

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка. Этот момент чрезвычайно ответственный как для самого ребенка, так и для его родителей.

Что такое «готовность к школе»? В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе лучше обучать ребенка? Справиться ли он со школьной нагрузкой? Как эффективно подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти и многие другие вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Их озабоченность понятна. Ведь оттого, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Зачастуюродители стремятся начать систематическое обучение своего ребёнка как можно раньше, причем, помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребёнка.

В понятии «готовность к обучению в школе» выделяют физиологический и психологический аспекты.

1.Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической готовности к школе.Она определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

Важным показателем при определении физиологической готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. У детей старшего дошкольного возраста мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще недостаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, закручивание гаек в детском конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, завязывание узелков, застегивание мелких пуговиц. Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.

Очень полезны в этом возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные  «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.Задача этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде.

Чтобы подготовить ребенка к школе, следует также помнить и о полноценном физическом развитии, обеспечить необходимую для этого двигательную активность.

Физиологи и педагоги отмечают, что утомление у учащихся первых классов на уроках вызвано, прежде всего, статической нагрузкой при длительной вынужденной позе сидя. Для многих первоклассников долгое сидение на уроке самое трудное в начале обучения. Поэтому тренировка и укрепление мышц спины в период подготовки ребенка к школе имеют большое значение.

2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школеэто психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.

Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребёнку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

Таким образом, психологическая готовность - это сложное структурно-системное  образование, которое охватывает все стороны детской психики.

Оно включает следующие компоненты:

- интеллектуальная готовность;

- речевая готовность;

- мотивационная готовность;

- эмоционально-волевая готовность;

- коммуникативная готовность.

  1. Интеллектуальная готовность -предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (внимания, памяти, сформированности мыслительных операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями)

  2. Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенную степень осознанности речи, становление форм (внешняя - внутренняя, диалогическая - монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

  3. Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

Мотив – это внутреннее побуждение к активности. 

Формирование мотивов учения – одна из важнейших задач при подготовке детей к школе. Оно предполагает:

- формирование у детей правильных представлений о школе и учении,

- формирование положительного эмоционального отношения к школе,

- формирование опыта учебной деятельности.

  1. Эмоционально - волевая готовность предполагает наличие у ребенка: способностей ставить перед собой цель, способность управлять своим поведением, сосредоточенность на выполнении задания, умение выдерживать напряжение в работе, усидчивость, терпеливость, ответственность.

  2. Коммуникативная готовность:ребенок умеет управлять своими эмоциями, не боится вступать в новый коллектив, не боится обращаться с вопросами к взрослому, соблюдает необходимые нормы приличия.

Что поможет ребенку при подготовке к школе:

1. Выполнение режима дня.

2. Самообслуживание, привлечениеребенкак участию в домашних делах.

3. Развитие и укрепление мышц кистей рук при помощи лепки, игры с конструктором, шнуровок, пуговиц, пальчиковой гимнастики и т.п.

4.Участие ребенка в сюжетно-ролевых играх со сверстниками, где формируется умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого.

5. Участие в дидактических играх под руководством взрослого, как способ обучения, получения знаний, выработки умений и навыков.

6. Участие ребенка в подвижных играх с целью физического развития, приобретения опыта общения со сверстниками.

7. Полезными могут быть также экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним, рисование школы, игра в школу.

Специалист по работе с семьей

Отделения Дневного

Пребывания Несовершеннолетних №2

Матвеева Татьяна Евгеньевна