Суббота, 18 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Застенчивая невидимка

Застенчивостью мы называем чувство скованности и неловкости в присутствии незнакомых или малознакомых людей. Проблема эта достаточно распространенная и особенно у детей младшего возраста. Застенчивый ребенок робок и боязлив при общении и взаимодействии с другими людьми. Любые социальные действия даются ему с трудом, он проявляет нерешительность, действует медленно и напряженно. В некоторых случаях ребенок вообще отказывается действовать и даже разговаривать.

nevidimka1

Помогая ребенку преодолеть застенчивость, важно понимать ее причины и типичные черты характера такого ребенка. Застенчивость – это ведь не только боязливость и неуверенность в себе, это еще и скромность и сдержанность, которые в принципе являются положительными качествами. Такие дети обычно имеют прекрасно развитое воображение и творческое мышление. Типичная для них интровертированность помогает им комфортно переносить одиночество. Они никогда не скучают, оставаясь одни, т.к. их внутренний мир уже достаточно богат. Поэтому из них часто вырастают талантливые люди. Задачей взрослых является только помочь им раскрыть и проявить свои таланты. И здесь важно не совершить ошибки, которые приводят к тому, что ребенок может совсем замкнуться в себе:

* Воспитательные стратегии с такими детьми не должны быть чрезмерно строгими, требовательными и принципиальными, но наоборот, необходимо использовать гибкий подход;

* Нельзя требовать от ребенка больше чем он может, демонстрировать свое разочарование, если он в чем-то не преуспел, сравнивать его с другими детьми;

* Не рекомендуется такого ребенка чересчур опекать, т.к. гиперопека формирует у него представление о себе, как о беспомощном, неспособном о себе позаботиться человеке.

* Демонстрация чувств (объятия, ласковые слова и т.п) не должна быть обусловлена желаемым поведением ребенка., т.к. условная любовь формирует у ребенка представление о себе как о личности незначимой, непривлекательной, никому не интересной.

* Категорически нельзя давить на ребенка, ругать и стыдить его за нерешительность, высмеивать или пытаться рационализировать происходящее (словами: «тут ничего страшного нет» и т.п.), обесценивая его переживания.

Чувствительные и ранимые дети не способны выдержать такого давления. В результате они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее, оказываются в изоляции, боясь проявить себя, бездействуют, упуская возможности развития и проявления своей индивидуальности.

nevidimka2

Чтобы помочь ребенку преодолеть свою застенчивость и раскрыть свои способности и таланты взрослым рекомендуется:

  • хвалить его за любые, даже незначительные проявления смелости, уверенности в себе и решительности;

  • предоставлять возможность ребенку играть в шумные игры, бегать, прыгать, кричать, петь, т.е. открыто выражать яркие эмоции (которых он стесняется);

  • играть в игры, направленные на формирование навыков общения, инсценировать процесс дружеского общения, ставить сценки из сказок;

  • делиться с ним собственным опытом преодоления застенчивости или успешным опытом других людей (без иронии и излишней требовательности: «Я смог, а ты что? Не сможешь?»);

  • учить ребенка ассертивной реакции на агрессивное поведение других детей, рассказывать и показывать, каким образом можно постоять за себя приемлемым способом.

  • учить ребенка делиться с другими детьми, говорить комплименты, помогать и т.д., тем самым приобретая новых друзей.

  • помочь ему открыть оптимальный для него способ выражать свои сложные, глубокие, чувства и переживания с помощью творчества.

Взаимодействуя с ребенком таким образом, взрослые формируют у него устойчивую адекватную самооценку, готовность открываться и идти на контакт со своим окружением, дают ему чувство безопасности и помогают раскрыть свой творческий потенциал.

Смаковская Ангелина, ОДПН №1