Вторник, 19 Сентября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Подросток - битва за свободу.

vozrast

Каждый родитель мечтает вырастить здорового и счастливого ребенка, который сможет хорошо ориентироваться в нашем сложном и быстро меняющемся мире. Однако, когда наступает пора взросления ребенка, едва ли не каждая семья испытывает стресс в это время.

До 19 века такого возрастного этапа, как подростковый возраст, не существовало, но социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что понадобился подготовительный этап к взрослой жизни. Что же это за возрастной этап и почему так тяжело приходится всем: и ребенку и окружающим его взрослым?

Подростковый период- важнейший этап в жизни человека. Психологи называют это время рождением новой личности, рождением «Я» или эго-идентичности. Развитие человека в это время осуществляется столь бурно, что даже понять бывает непросто, а уж прожить, тем более. Подросток решает в этот период несколько возрастных задач развития. Уже не ребенок, но еще и не принятый во взрослый мир, подросток мечется в поисках ответа на вопрос «Кто Я?» -это первая его задача.

Он очень раним и крайне чувствителен к тому, как он выглядит, что о нем говорят, как на него смотрят и принимают ли его в этот сложный для него момент. Т.е. подросток нуждается в поддержке, принятии и порой объяснении взрослыми сложностей окружающего мира. Но при этом претендует на самостоятельность, не спешит слушаться, а иногда и просто бунтует и делает все назло. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок.

Чтобы понять себя и оценить свои возможности, подростки пытаются пробить границы взрослого мира, нарушать нормы и правила. И со стороны взрослых нужно терпение и умение справляться со своими чувствами, чтоб, проявив уважение к подростку и понимание его поведения, все же не потерять свой авторитет и поставить подростку разумные рамки, не сломав его волю.

Следующая задача развития - это постепенное психологическое отделение от семьи и приобретение подростком самостоятельности. Отделение от семьи необходимо для достижения им впоследствии зрелости, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя. Но это не разрыв подростка с семьей, а установление новых партнерских уважительных взаимоотношений, в которых через диалог, а не поучение, молодой человек и семья помогают друг другу. Но эта задача обоюдная: не только подросток должен отделиться, но и семья должна отпустить его.

Еще одна задача этого возраста - понять каков этот мир? Важный фактор психического развития в подростковом возрасте - общение со сверстниками, которое психологи выделяют в качестве ведущей деятельности. Подросток стремится занять удовлетворяющее положение в группе сверстников и поэтому почти все дети, вступившие в пубертат, учатся хуже, чем раньше только потому, что фокус их энергии и внимания смещается в сторону общения и ценностей сверстников. Перепады настроения и активности подростков объясняются гормональными перестройками в организме и быстрым ростом.

В здоровом варианте развития кризис проходит, оставляя ребенку такие важные новообразования и умения как:

-развитую самоидентичность и понимание себя;

-психологическую автономность и самостоятельность принятия решений в сфере жизненных ценностей;

-новое взрослое тело и возможность управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;

-знания и опыт во взаимоотношениях с людьми;

Однако не все подростки проходят кризис, его проскакивание или отсутствие приносит куда более плачевные последствия, чем те проблемы, которые возникают при прохождении его.

Родителям можно посоветовать запастись терпением, любовью и пониманием того, что на данный момент жизни подросткам тяжело. А если родителей захлестывают чувства: злость на подростковое хамство и разгильдяйство, страх и стыд за их поступки и плохую учебу, то, возможно стоит обратиться к психологу. Чтоб разобраться, что же происходит в жизни семьи и ребенка.

Психолог отделения психолого-педагогической помощи №2

Людмила Бородина.