Вторник, 21 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Моя территория. Проблемы личного пространства ребенка.

Личное пространство – это место, где человек чувствует себя комфортно, может уединиться или быть уверенным в том, что его не потревожат, если он попросит. Здесь он может выстраивать свои представления о жизни, о своих стремлениях и мысленно погружаться в планы и способы их достижения. На данной территории человек имеет право менять что – либо по своему усмотрению.

Главная роль личного пространства для ребенка – это формирование базовых навыков социально - бытовых взаимоотношений. Необходимость в личном пространстве неоспорима, вне зависимости от возраста формирующейся личности. Однако для ребенка это несет особое значение, на которое и стоит обратить внимание, если у вас еще есть сомнения в том, нужно ли заботиться о наличии своей территории у наследника.

Остановимся только на подростковом возрасте.

В подростковом возрасте отстаивание личного пространства может стать агрессивным. Это зависит от действия родителей за все прошлые годы становления характера подростка. Здесь решающую роль играет уважение. Со стороны родителей – уважение к интересам и свободе подростка, его выбору по жизни. Со стороны подростка - уважение к родителям, которые не нарушают его личного пространства и не навязывают своих интересов. Наличие своей территории для подростка имеет свое конкретное значение:

  • уважение к личному пространству как таковому

  • полный контроль, ответственность, уход за своим личным пространством, его сохранность

  • крепление понятий о доверии - если подросток попросил не заходить в комнату, то родитель не входит без разрешения, а также, если подросток что - то прячет на своей территории, то это не может взять никто без дозволения (если нет каких – то

  • укрепление полного и емкого представления о « своем» и «чужом», в том числе, что касается не только личных предметов, но и личной жизни, мыслей, чувств и так далее

  • полное формирование правильных социально – бытовых и морально – этических норм взаимодействия с другими людьми, учитывая важность личного пространства

  • принятие своих особенностей и формирование умений, которые помогают жить в обществе

  • укрепление уверенности в себе и своей состоятельности, в своих возможностях

  • личное пространство и работа с ним выступают как один из факторов становления самооценки и борьбы против комплексов неполноценности

Последствия ущемления личного пространства

Ущемление личного пространства может привести иногда к необратимым последствиям в развитии характера ребенка, его способностей, самооценки и возможностей взаимодействия с другими людьми. В результате неуважения взрослыми личного пространства своего ребенка он может стать замкнутым, недоверчивым, слишком скромным, существенно отставать в развитии от сверстников и тяжелее сходиться с ними. Это же может привести к тому, что ребенок потеряет в своих глазах авторитет родителей, перестанет слушаться, станет нервным, будет склонен к потаканию личностям из дурных компаний. Часто именно дети, личное пространство которых, постоянно нарушалось, следуют альтернативным течением – готы, эмо, рокеры, рэперы и так далее.

Придерживайтесь правил, которые следует соблюдать для того, чтобы личное пространство ребенка не ущемлялось:

  • никогда нельзя вмешиваться в игру ребенка, если он этого не хочет

  • никогда нельзя нарушать личное пространство и заходить на территорию ребенка, если он просит этого не делать, или он просто не в духе

  • изменения на территории ребенка должны происходить только с его согласия, с его участия или им самим

  • нельзя угрожать ребенку, затрагивая его личное пространство, то есть никогда не используйте фразы, подобные этим: «я выкину твои игрушки, если…», «ты не сможешь это надеть, если….», «больше никакого компьютера, если ты будешь делать…», «твои друзья плохие, ты не будешь с ними гулять», «это увлечен6ие не для тебя» и так далее.

Часто перед родителями встает вопрос, как же организовать личное пространство ребенка или детей, но это предмет особого разговора.

Но главная составляющая личного пространства это не вмешательство в него родителей. Что бы это ни было, маленький уголок или большая комната, ребенок должен знать, что его стремления быть свободным и самостоятельным уважают.

Зав. Отделением СГ№1 Тихомирова Е. М.