Понедельник, 20 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Адаптация ребенка к детскому саду.

Как практический психолог, работающий с семьями, мне хотелось бы поделиться с родителями некоторыми базовыми знаниями, которые помогают мне ориентироваться в определении проблем связанных с трудностями адаптации детей в социуме. Ведь до того как ребенок пойдет в детский сад, родители могут очень многое сделать для ребенка, чтобы облегчить адаптацию к детским дошкольным учреждениям.

У психологов есть поговорка, которую можно понимать и как шутку и как ответственное руководство к действию: «В любой трудной ситуации – теоретизируй!» И такой теорией, помогающей навести ориентиры, в хаосе проблем, является, по моему мнению, теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, где он систематизировал свои клинические наблюдения и изложил свою концепцию в книге «Детство и общество» описывая 8 стадий развития личности. По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит человека к переходу на новый этап.

Рассмотрим несколько самых первых этапов и возникающих позитивных или негативных эффектов от прохождения этих этапов и стадий жизни. При желании родители могут познакомиться со всеми стадиями психосоциального развития человека самостоятельно. В данной статье мы ограничимся задачами адаптации ребенка дошкольного возраста.

1. Младенчество: с рождения до 1 года. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства, базальное доверие к миру) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие». Негативным качеством будет формирование базального недоверия к миру.

 

2. Раннее детство: с 1 года до 3 лет. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного. Положительное качество этого этапа является формирование - автономии, а негативное - стыд и сомнение.

3. Возраст игры: Положительное качество, формируемое в этот период – инициативность, отрицательное - вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду, хочу быть».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду. В связи с этим, в детском саду может возникнуть неблагоприятная ситуация, если воспитатель придерживается слишком авторитарных стилей работы, что по сей день встречается в нашей реальности. Ребенок, конечно, может адаптироваться и к такой социальной среде, если у него будет доминировать внутренняя мотивация, например, на общение со сверстниками, но тогда у ребенка должен уже быть, например познавательный или коммуникативный ресурс, сформированный ранее в безопасной среде. А вообще, сегодня родители проявляют достаточно зрелую родительскую позицию и активно участвуют в формировании социальной среды своего ребенка, давая качественную обратную связь воспитателю или педагогу, что позволяет системе образования меняться в сторону гуманизации образовательного процесса.

В заключении, хочу оставить небольшую памятку для родителей:

Памятка родителям Адаптация к детскому саду:

Нужно

  1. Научить малыша самостоятельно есть, одеваться, пользоваться горшком.

  2. Соблюдать четкий распорядок дня, максимально приближенный к тому, который будет в садике.

  3. В простой и доступной для понимания форме рассказать ребенку о том, что его ждет в ДОУ.

  4. Делиться с малышом впечатлениями дня: спрашивать у него, что он делал в садике, рассказывать, как прошел день у вас на работе.

  5. Говорить, когда вы его заберете домой, и обязательно сдерживать свое обещание — не опаздывайте в садик, не приходите позже, чем обещали.

Нельзя

  1. Негативно отзываться о садике или воспитателе в присутствии ребенка. Пугать детским садом.

  2. Сразу оставлять ребенка в группе на целый день.

  3. Водить в сад больного малыша.

  4. Наказывать его за капризы, энурез в период адаптации. Плохое поведение является результатом перенапряжения нервной системы, а вовсе не упрямства или проявлением "плохого" характера ребенка.

  5. Одевать слишком тепло, излишне кутать малыша или, наоборот.

 

Психолог отделения психолого-педагогической помощи №1 Шешина Галина Николаевна