Суббота, 18 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Девиантное агрессивное поведение подростков

Проблема предупреждения девиантного (или отклоняющегося) агрессивного поведения подростков всегда вызывала повышенный интерес со стороны общества и государства. Ведь не секрет, что подростки с выраженным агрессивным поведением доставляют массу проблем родителям, учителям и т.д., а также нередко совершают различные правонарушения (вплоть до тяжких насильственных преступлений).

На личностном уровне подростковые девиации проявляются в виде несбалансированности психических процессов, а также в виде уклонения от нравственного или эстетического контроля за собственным поведением.

Представляется, что высокий уровень подростковой агрессивности связан с возрастной незрелостью несовершеннолетних, с несформированностью навыков социального общения, специфическими свойствами личности (например, акцентуациями характера или психическими аномалиями). Агрессивному поведению детей способствуют такие негативные факторы как отсутствие родительской заботы, безнадзорность, семейное насилие.

Психологические особенности возраста подростка заключаются еще и в том, что ребенок не может долгое время «безболезненно» чувствовать себя отвергнутым, изолированным от общения, поэтому он постоянно ищет ту социальную нишу или группу сверстников, в которой был бы равным.

Девиантные подростки особенно склонны к совместному времяпрепровождению. Определяя девиантные группы несовершеннолетних, следует учитывать сферу их взаимодействия и общения, что позволяет выделить, так называемые, школьные, уличные и смешанные группы.

Особенности уличных групп заключаются в том, что они собираются в пределах близко расположенных друг к другу жилых домов. Подростки в этих группах часто пропускают занятия, участвуют в «уличных» столкновениях, употребляют психоактивные вещества. Контроль за их поведением, по существу, отсутствует. В зависимости от наличия криминогенной ситуации они совершают различные правонарушения и преступления (с корыстной или корыстно-насильственной мотивацией). В школьных группах наблюдается разделение на подгруппы старшеклассников и учащихся младших классов. Среди последних почти не бывает девочек, но зато в группах старшеклассников они играют весьма активную роль. Именно в школьной среде нередко имеют место случаи издевательств над одноклассниками, случаи склонения к суициду. Смешанные группы объединяют признаки двух вышеперечисленных, кроме того в них могут доминировать маргинальные личности, достигшие 18-летия.

Представляется, что основную роль в воздействии на агрессивное девиантное поведение несовершеннолетних должны играть ранние меры предупреждения, которые включают:

а) проведение комплексных мероприятий, направленных на изменение микросреды, предрасполагающей к агрессивному поведению;

б) социальную защиту детства, обеспечение равных социальных возможностей для всех детей;

в) принятие кардинальных мер по укреплению института семьи, внедрению здорового образа жизни;

г) борьбу с пьянством и наркоманией.

Для успешного выполнения перечисленных мероприятий необходимо взаимодействие между правоохранителями, социальными работниками, педагогами и представителями общественных организаций. Планирование и разработку различных мероприятий социального контроля и предупреждения нужно осуществлять только на основе надежных исследований и периодически подвергать их контролю, оценке и корректировке.

Бакин Анатолий Анатольевич, юрисконсульт отделения социального сопровождения граждан, зависимых от психоактивных веществ СПб ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям Невского р-на Санкт-Петербурга»