Суббота, 18 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Что такое аутизм?

Уже на протяжении более десяти лет Всемирная организация здравоохранения ежегодно весной проводит день распространения информации по вопросам аутизма.

Аутизм - это психическое и поведенческое расстройство, связанное с нарушением формирования центральной нервной системы на ранних этапах развития ребенка. Обычно врачи и родители замечают признаки расстройства в течение первых трех лет жизни ребёнка. Аутизм проявляется в «отгороженности» от окружающего мира, в ограничении интересов. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки, относят к расстройствам аутистического спектра.

К основным признакам и симптомам аутизма относятся:

1. Специфические нарушения речи (например, часть детей-аутистов на протяжении ряда лет ни с кем лет не разговаривает, другая часть отстает от своих сверстников в речевом развитии; дети могут повторять услышанные где-то фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы); аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений).

2. Отсутствие эмоционального контакта с людьми, и в первую очередь с родителями.

3. Проблемы в социализации (они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр).

4. Приступы агрессии (любая неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, насилие).

5. Отсутствие интереса к обычным играм, игрушкам и т.д.

6. Стереотипность поведения, боязнь перемен.

Кроме того, у детей-аутистов нередко встречаются судороги, ослабленный иммунитет, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Причины возникновения аутизма до сих пор окончательно не известны, поэтому медицина не располагает методами, позволяющими полностью излечиться от данного заболевания.

За последние годы расстройства аутистического спектра демонстрируют ошеломляющий рост практически по всему миру, что, с одной стороны, можно объяснить более качественной диагностикой, а с другой - увеличением частоты сочетанийзначительного числа неблагоприятных факторов, с которыми ученые гипотетически связывают возникновение этого состояния.

Тем не менее, определенной части детей удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, социализироваться, добиться успеха.

В современном обществе даже возникла своеобразная культура аутичных людей, что позволяет в ряде случаев рассматривать аутизм как «особое», альтернативное состояние сознания.

В кинематографе привлечение внимания к этой проблеме всегда было весьма своеобразным: загадочное и непонятное состояние демонстрируется максимально эксцентрично. Благодаря этому обстоятельству в представлении многих людей создалась нереалистичная картина: если речь заходит о человеке с аутизмом (или с таким заболеванием как шизофрения) - воображение рисует наличие каких-то невероятных способностей, которые компенсируют межличностные проблемы. Мы имеем в виду фильмы «Человек дождя» и «Игры разума».

Так кем же на самом деле являются люди, находящиеся «в спектре аутизма»? Прежде всего - они абсолютно разные. «Глубокие аутисты», имеющие группу инвалидности, чаще всего сокрыты от посторонних глаз. Другие (преимущественно взрослые), у кого наблюдается высокофункциональный аутизм, могут реализоваться в тех областях, где требуется неординарное мышление, особый интуитивный подход к решению сложнейших задач (например, в сфере информационных технологий).

Однако следует помнить, что аутизм - это болезнь, которая требует оказания пациенту всесторонней помощи.

Оказание помощи детям, страдающим аутизмом, непосредственно связано с обучением их определенным сценариям поведения. Родители также должны приобрести новые навыки общения со своими детьми. Именно от заинтересованности и старания родителей зависит дальнейшая адаптация ребенка.

Высококвалифициронных специалистов, которые вплотную занимались бы с детьми-аутистами, к сожалению, не так много. Однако они есть и оказывают реальную помощь. Это, прежде всего, - детские психиатры. Вторую по значимости роль в процессе оказания помощи членам семей детей-аутистов играют психологи и социальные работники. Так, например, специалисты нашего Центра помогут установить эмоциональный контакт с ребенком, снять стресс, сформировать стратегию поведения на ближайшую перспективу.

 

Бакин Анатолий Анатольевич, юрисконсульт отделения социального сопровождения граждан, зависимых от психоактивных веществ СПб ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям Невского р-на Санкт-Петербурга»