Суббота, 18 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Было у отца три сына…Роль мужского воспитания

мужское

К нам часто обращаются женщины, которые обеспокоены поведением своих детей-подростков. Вдруг обнаружилось, что ребенок перестал слушаться, прогуливает уроки, снизилась успеваемость, не говорит правду, иногда дерзит… и другие «признаки взросления». Что произошло, что делать и самое главное: что с ним будет дальше?

Любой психолог вам скажет, что в описываемом поведении подростка нет ничего особенного. Вопросы к маме:

- Заметила ли она, что ребенок вырос?

- Знает ли она, какие актуальные задачи стоят перед ним на данном этапе развития?

Речь не о «хорошо учиться, получить образование» это скорее мамина задача для ребенка.

А сын (или дочь) решает важные задачи по отделению от влияния родителей (готовится «вылететь из гнезда» - поэтому родительский авторитет падает) и пытается построить взаимоотношения с социумом так, как умеет, как его уже к этому времени научили.

Возможно ли по помочь подростку приобрести необходимые навыки и умения для успешного вхождения во взрослую жизнь?

В современном мире часто можно услышать разговоры об эмансипации женщин и инфантильности мужчин. Происходит это по многим причинам, в том числе и по причине отсутствия (или почти отсутствия) в современном мире «мужского воспитания» (Зыгмантович П., Шишков С. От мальчика до мудреца. Мужские тайны). С самого рождения ребенка окружает множество женщин: мама, бабушки, воспитатели, учителя. Роль женщины на первом этапе формирования индивидуума – неоспорима. Но чем старше становится ребенок, тем больше должно становиться «мужского» и меньше «женского». Женщина – это дом, любовь, эмоциональность, чувственность. Мужчина – социум, структура, логика, разум. К подростковому возрасту роль матери упрощённо можно свести к трем важным функциям – любовь, забота и принятие. Роль отца – поддержка, ограничение и контроль. Подросток старается расширить границы и освоить как можно больше пространства, получить как можно больше свободы. Задача подросткового возраста – социализация. Приобретение образования, профессии, умений выстраивать отношения с социальными институтами. Формирование таких навыков как планирование, управление временем, самоорганизация и самоконтроль. Это, безусловно, мужские задачи, мужское восприятие действительности. В дореволюционной России было принято в зависимости от социального положения либо отдавать ребенка после 7 лет в закрытое учебное заведение, либо в «люди» на работу, либо мальчик переходил на «мужскую» половину и воспитывался отцом в совместной деятельности. Таким образом, происходила сепарация ребенка от материнской опеки и полное погружение в социальную среду.

Анализ семейной ситуации подростков, имеющих проблемы в социализации показал, что:

41,5% подростков воспитываются в неполных семьях, где функции обоих родителей выполняет мать, бабушка;

13,9% подростков хоть и воспитываются в полных семьях, не получают должного «мужского воспитания». Причины: отец много работает, воспитанием занимается мама; отец слишком жесток, мать ограждает подростка от общения с ним; отец демонстрирует мягкую «женскую» модель поведения, либо отец уклоняется от воспитания подростка.

27,7% подростков проживают с отчимом, который либо не имеет права воспитывать неродного сына, либо, находясь в конфликтных отношениях с подростком, так же не имеет возможности оказывать влияние на воспитание подростка.

Только 16,9% подростков воспитываются в полных семьях, где отец включен в воспитание подростка должным образом.

Что же происходит, в случае, когда осуществление «мужского» воспитания невозможно? Эти функции на себя берет женщина: мать, бабушка, другой опекун, либо не берет никто.

Это приводит в свою очередь к тому, что современный подросток, с отклоняющимся поведением:

- инфантилен (находится в слиянии с материнской фигурой; «страдает» от переизбытка развлечений, находится под влиянием пропаганды праздности и потребительского отношения к жизни, не имеет стойких повседневных обязанностей);

- не готов брать на себя ответственность за решение актуальных задач (обучение, саморазвитие);

- имеет низкий социальный интеллект (низкий уровень понимания другого человека, неумение выстраивать социальные контакты);

- имеет явные проблемы мотивационно-волевой сфере (гипертрофированное «хочу», несформированное «надо», недооцененное «могу»);

- имеет повышенный уровень тревоги и низкий уровень распознавания и дифференциации эмоциональных переживаний;

- для решения проблем, возникающих у подростка с социумом, подросток использует неэффективные и не конструктивные способы: избегание, открытый протест, психотические реакции.

Для исправления ситуации необходимо:

  1. Проанализировать семейную ситуацию на предмет «чисто женского воспитания».

  2. Найти возможности для включения в ближний круг подростка значимого взрослого, способного осуществлять функцию наставника.

  3. Привлекать к воспитательному процессу отца и лиц их заменяющих, возвращая им ответственность за развитие и воспитание подростка.

  4. Повышать ответственность несовершеннолетнего путем передачи ему полномочий по выполнению своих обязанностей по самообслуживанию, самоорганизации и саморазвитию.

  5. Развивать социальную ответственность несовершеннолетних с отклоняющимся поведением через включение подростков в коллективы с иерархической системой самоуправления (трудовые бригады, волонтерство, скауты и т.п.)

  6. Развивать социальный и эмоциональный интеллект на групповых и индивидуальных занятиях с психологом.

Осознание важности и необходимости «мужского воспитания» дает положительные результаты. Даже небольшие подвижки в распределении функций между мужчиной и женщиной в семье, приводит к снижению уровня тревоги подростка и повышение меры его ответственности.

«Было у отца три сына…» так начинаются многие русские народные сказки. Отец воспитывал сыновей, давал им задания, проверял, иногда бранил, отправлял «за тридевять земель» и другими способами социализировал; в конце концов, каждый из сыновей получал по заслугам.

Очень важно, чтоб в жизни мальчика-подростка был значимый взрослый мужчина: отец, учитель, тренер, мастер. Тот человек, который способен задать правильные границы развития подростка, быть примером, авторитетным мнением, примером для подражания, способный удерживать давление, подростка, пытающегося расширить границы до бесконечности. Мужчина, дающий опору, поддержку, уверенность и стабильность.

Мать, освободившись от непосильной ноши «мужского воспитания», получит возможность уделить больше внимания развитию таких качеств подростка как: сопереживание, принятие, эмоциональная чуткость и зрелость. Что даст подростку понимание, что он любим и достоин любви.

 

Психолог отделения помощи женщинам, в трудной

жизненной ситуации №2

Казанцева Т.В