Понедельник, 20 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Игры как метод профилактической работы с подростками.

Быть подростком вообще трудно. А решать стоящие перед подростком задачи в нашем бурно меняющемся неоднородном обществе - трудно вдвойне. Хотя период нестабильности продолжается уже столько лет, что для нынешних подростков он является единственной жизненной реальностью, но реальность эта, тем не менее, не является благоприятной для полноценного развития личности ребенка. Не случайно количество проблем в молодежной среде в последние годы неуклонно растет. Алкоголь и наркотики прочно вошли в жизнь подрастающего поколения, а идеализация 'анормативности' в годы перестройки так удобрила благодатную почву естественного подросткового стремления к сепарации, что привела к бурному росту детской и молодежной преступности.

Уже никого не удивляет, что на улицах детей подросткового возраста можно увидеть праздно слоняющимися без дела, если все свое время они не проводят у монитора компьютера. Но ведь есть масса других интересных занятий, в часности игр, которые принесут намного больше пользы растущему организму. Были времена, когда дворы многоэтажек гудели подобно улью от детских голосов и смеха. Сейчас же на прогулке можно встретить лишь мамочек с малышами досадовского возраста, а старшие дети проводят свой досуг за компьютером или у экрана телевизора. Чтобы разорвать этот замкнутый круг следует предложить подросткам различные интересные игры и научить их весело проводить время с пользой для психического и физического здоровья.

Не только маленьким детям нравится играть в игры, для подростков 14-16 лет такое времяпровождение тоже не чуждо. Подростковый возраст не зря называют трудным, ведь именно в это время ребята подвержены эмоциональным переживаниям. Ведь намного лучше весело и с пользой проводить время в компании друзей, нежели бесцельно слоняться по улицам. Не последнюю роль в этом играют психологи, которые могут направить детей и подсказать им, чем разнообразить досуг и вырвать детей из интернет-паутины хоть на время.
Играть можно дома небольшой компанией из двух-трех человек или же летом на улице всем двором.
В теплое время года тинэйджеры много времени проводят на свежем воздухе и это прекрасно подойдет для самых разных подвижных игр. Такие забавы добавят выносливости, улучшат физическую форму и поднимут настроение.

Родителей, которые принимают участие в жизни своих детей, также неюбходимо информировать о новых видах игр, которые помогут организовать общий досуг.

Игра — главная деятельность ребенка во все времена и у всех народов. Она важна и необходима независимо от результата и этим принципиально отличается от целенаправленной, с точки зрения взрослых, трудовой деятельности.
Основной задачей современного образования является развитие творческой, самостоятельной, свободной личности. Наше время – время информационных технологий – требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ личности закладывается в детском и подростковом возрасте. Годы юности сенситивны для развития ребенка, а именно - для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Отечественные и зарубежные психологи, такие как: Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Немов Р.С., А. Адлер, Э.Эриксон, К.Роджерс, В. Сатир и другие проводили исследования, посвещенные вопросу о роли игры в развитии личности ребенка. По мнению авторов значительная роль в развитии личности ребенка принадлежит игре.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для развития ребенка является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит развитие подрост­ка. Наиболее благоприятными для развития является такой вид деятельности, как игра, так как именно в ней проявляются разные стороны развития личности подростка.

Игра способствует всестороннему развитию подростка. Положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, в общении. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований подростка, его психических процессов. В игре развивается восприятие, память, воображение, образное мышление. Способность подростка оперировать образами действительности в уме создает основу для перехода к сложным формам мышления, творчества. Игра подростка выступает и как средство познания мира: через игру он продолжает изучать цвет, форму, свойства, то есть в ней закладываются благоприятные предпосылки для развития личности.
Игра – ведущая деятельность ребенка, направленная на накопление реального опыта и на формирование мышечной памяти.
Игра – самый важный для личностного развития ребенка процесс, при котором происходит освоение представления об объекте, установление этого представления (впечатление) в мышечную, телесную память, символизация объекта, то есть первичное обобщение. И совершенно необходимо, чтобы у ребенка это происходило спонтанно, чтобы он имел возможность чувствовать и свободно выражать всем телом свои ощущения и переживания. Спонтанные игры качественно отличаются от игр обучающих (дидактических) и от игр по правилам. Это игры, причинность, мотивация, знаковость и направленность которых исходит от субъекта и демонстрируется другому или другим субъектам. При их отсутствии это представление о себе. Эта направленность соотносится с внутренним напряжением субъекта и со степенью агрессивности, если понимать агрессивность как способность отстаивать границы своей личности.

У подростков в 11–15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. Этот возраст очень часто называют “трудным”, переходным. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

В этом возрасте доминирующей потребностью становится потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Для подростка важным становится мнение товарищей.

Для подростка характерно повышенное внимание к себе и своим переживаниям. Это зависит от его стремления удовлетворять тем требованиям, которые он предъявляет к своей личности, и которые предъявляют к нему окружающие. А также от той большой чувствительности и эмоциональности, которые свойственны подросткам. В связи с этим у подростка, как и у младшего школьника, сохраняется противоречие между возможным и желаемым. Старшие подростки 13–14 лет редко затевают творческие ролевые игры. Подростки стремятся участвовать в сюжетно-ролевых играх, организованных в коллективе. Игра для подростка является привычным способом действия.

Игровая деятельность подростков отличается от игровой деятельности детей младшего школьного возраста. Видимо, тем, что в ней он не действует именно так, как он может и умеет, а в новых условиях он раскрывает свои возможности, прежде невостребованные. Игра предлагает новые условия для подростка, а не игру во взрослых. Подросток боится быть уличенным в детской игре.

Большое место в подростковом возрасте занимают спортивные игры. Игры

подростков носят более устойчивый характер.

Игра, как никакой другой вид деятельности, дает возможность по-настоящему управлять ситуацией и в любой момент превратить ее в нечто иное или прекратить вовсе.

У подростков происходит бурное развитие воображения. Их стремление “просмотреть” и “примерить” взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию и независимость, приводят к активному использованию игр -фантазирования, игр-грез. Эти игры А.Н. Леонтьев (12) относит к рубежным играм, т.е. находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности.

Подвижные игры для детей от 8 лет и старше:

  1. «Сокровище пирата»

  2. «Шпионы»

  3. «Замечательный сосед»

  4. «Маски»

Литература для родителей:

  1. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: Помоги ему учиться. М., 2000.

  2. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика. М., 2001.

  3. Мухина В.С. Близнецы. М., 1990.

  4. Махова В.К. Просто счастье. (Записки матери). М., 1986.

Психолог отделения дневного пребывания

для несовершеннолетних №2

Эйхен Е.Р.