Понедельник, 20 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Влияние современных молодежных субкультур на личность ребенка.

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодые по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Существует ряд функций, которые выполняет молодежная субкультура в обществе. С одной стороны она выступает своего рода социальным двигателем и инструментом социализации молодежи, выполняя при этом образовательную и воспитательную функции. С другой – выполняет функции, среди которых основными, на наш взгляд, являются:

  • творческая (помощь молодому человеку в самореализации);

  • инструментальная (улучшение своего имиджа среди сверстников),

  • компенсаторная (компенсация отсутствия личной независимости).

Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляется склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. В молодежной субкультуре нередко происходит слияние границ между игрой и деятельностью.

Под влиянием включенности в субкультуру происходит развития творческих способностей. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни. И даже если ребенок творит на любительском уровне, все равно умение мыслить креативно и добиваться хоть небольших, но успехов, пригодится в будущем. Такой творческий процесс положительно влияет на самооценку подростков, помогает развитию коммуникативных навыков. Подросток учится не просто создавать рисунки или рассказы, но начинает относиться к жизни, как к творчеству, находить в каждом дне что-то интересное.

Результатами реализации инструментальной функции являются: улучшение своего имиджа среди сверстников, общение с единомышленниками, какие-либо совместные проекты или же банальное времяпровождение. Многим подросткам новые увлечения добавляют друзей ‒ и вместе они совершают новые открытия. В классе их начинают уважать, и даже появляется стимул учиться. Сначала, просто чтобы доказать окружающим: и мы, неформалы, кое на что способны. А потом желание учиться и совершенствоваться может закрепиться и остаться на всю жизнь.

Компенсаторная функция заключается в том, что в семье, школе или в вузе личность ощутила себя замкнутой, ограниченной рамками обязательств и социальных ожиданий от родителей и педагогов. Участие в неформальных группах компенсирует отсутствие личной независимости. У поклонников музыки, спорта появляется желание общаться друг с другом, вести переписку, встречаться и дружить. Возможно, такие знакомства продлятся не очень долго, но это будет хорошим опытом общения, пусть даже временами поверхностным и конфликтным. Субкультура учит ответственности ‒ за себя и за младших друзей-неформалов. Подобные беседы старших с младшими неформалы ведут в интернете: на форумах и дневниках.

Взрослеющий ребенок иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе. Однако, не все субкультуры одинаково позитивно влияют на развитие и социализацию молодежи. Влияние субкультуры связано с трансляцией определенного привлекательного для молодежи субкультурного образа, присвоение только внешней формы подменяет зачастую ценностное самоопределение подростка.

Вовлеченность в определенную субкультуру может приводить к ряду конфликтов, таких как: конфликт в семье, конфликт с учебным заведением и конфликт с обществом в целом. Эмоциональная привлекательность иного, отличного от насаждаемого взрослыми стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (учеба, хобби), способствует размыванию жизненных перспектив. Предпосылками к таким обстоятельствам является академическая неуспешность в школе. Данная проблема возникает также в связи с отсутствием у подростка опыта самопонимания и самоопределения.

Субкультуры помогают подросткам реализовать свои желания и потребности. Например, на фоне их агрессии существует потребность в общении, которую можно удовлетворить только среди так называемых «своих». Тех, кто не принадлежит этой группе, молодежь воспринимает настороженно. Этим свойством субкультуры поддерживают подростковую отчужденность.

Когда подросток принимает систему ценностей, существующую а данной субкультуре, измененяется и его взгляд на мир в целом. Таким образом, определив себя как члена какой–либо социальной группы, подросток закладывает данную идентификацию в схему самосознания, с одной стороны, а с другой стороны, начинает приводить себя в «соответствие с группой». Ведь принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, т. е. стереотипного группового поведения. Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает интериоризацию системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум.

Конкретный набор ценностных ориентаций различен в каждой из неформальных групп.

Эмо-культура пропагандирует самодеструктивное и суицидальное поведение. И хотя суицидальные признаки и разговоры являются демонстративными, однако импульсивных, склонных к спонтанным поступкам тинейджеров такие игры могут травмировать и даже подтолкнуть к суициду.

В настоящее время большинство скинхедов придерживаются жестких расистских взглядов, часто зацикливаясь на фашизме и национализме.

Сатанисты являются опасными для общества, так как их религия поддерживает жертвоприношения и насилие над другими людьми.

Футбольные фанаты нередко несут огромную беду – массовые беспорядки, погромы, зачастую влекущие за собой смерти и даже убийства.

Таким образом, можно сказать, что у каждой субкультуры есть своя идеология, но не всегда она бывает положительной. Включенность в молодежные субкультуры может приводить к ряду конфликтов, а также являться причинами саморазрушающего поведения и аддиктивного образа жизни. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками.