Вторник, 21 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Мир, в котором Ты живешь!

«Сирота не чувствует себя хозяином своей жизни и не верит,

сколько не убеждай, что такова вообще учесть людей.

Только строя воздушные замки,

чувствуешь себя властелином судьбы».

Джон Ирвинг

Мир, в котором Ты живешь!

Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает государственное учреждение, и того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьезными стрессами.

Выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Находясь на полном государственном обеспечении лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечены всем необходимым: медицинский уход, образование, воспитание, проживание. Особенности проживания в детских домах и сиротских интернатах, является феномен «мы», свойственный личности детдомовцев. Групповой характер принадлежности вещей в детском доме приводит к тому, что в детском доме отсутствуют понятие «свое» - «чужое», соответственно отсутствуют предметы, которые бы ребенок мог считать «своими». Из-за отсутствия у ребенка личностных вещей, за которые бы он отвечал и к которым бы уважительно относились окружающие, затруднено выделение ребенком самого себя как отдельной личности, имеющей самостоятельную ценность. Социальное развитие воспитанников сиротских учреждений характеризует искаженное развитие общения: контакты поверхностны. Отмечается свойственная потребность во внимании и любви, и одновременно неумение конструктивно строить отношения. Недоразвитие общения влечет за собой низкий уровень социальной компетентности: неумение ориентироваться в социальных ситуациях, выбирать адекватные способы общения с другими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Вхождение выпускников в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказывается участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жилье, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманам, жертвами суицида. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот.

Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждениях устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течении всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно определиться на свои собственные ресурсы.