Воскресенье, 19 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Дом вверх дном (детско-родительские отношения)

Дом вверх дном (детско-родительские отношения)

Понятие «дом» известно каждому не понаслышке. Рассмотрим понятие «дом», как фактор семейных установок, систем детско-родительских отношений. Именно здесь ребенок впервые узнает о системе психологических границ, осознает свою роль, становится участником семейных отношений. Все известно поговорка «мой дом моя крепость», что означает мой дом, это место, где я могу и должен чувствовать себя в полной безопасности. Однако не каждый дом отвечает понятию безопасность, а это ведь базовая потребность человека, согласно пирамиде А. Маслоу, реализация которой способствует гармоничному развитию человека. Дом, в котором ребенок не чувствует себя в безопасности, где он не получает поддержку родителей, где родители которые «воспитывая», излишне стараются привить желательные и социально приемлемые нормы зачастую травмируют своих детей, не желая того. Дом, где искажены семейные роли, размыты границы, отсутствует доверие и понимание, во главу угла ставится исключительно успеваемость и отметки в школе, где ребенок не может быть свободным, и др., такой дом условно можно назвать «дом вверх дном». Подрастающие дети активно протестуют, своим поведением сообщают родителям свое недовольство отношениями, иногда мстят. Дом становится полем боя – дом вверх дном.

В своей работе, психолог встречается с детьми, которые готовы сбежать из дома. Мы взяли анонимное интервью у двух подростков, чтобы обозначить переживания детей и показать «дом вверх дном» их глазами.

Интервью 1.

Как ты понимаешь выражение дом вверх дном?

Думаю, это когда в семье много трудных ситуаций, где ничего не понятного, все перемешалось, когда не знаешь за что взяться, когда не можешь понять ребенка, проблемыс мужем, деньгами.

В твоей семье был дом вверх дном?

Да. У меня были проблемы с мамой. Я ее не понимала и она меня не понимала.

Как ты себя чувствовала, ощущала?

Мне было тяжело, грустно, не понимаешь что делать… Страшно, когда люди живут вместе и не разговаривают..

Что ты делала в таких ситуациях?

Уходила. Ничего не делала. Сталась не думать об этом, старалась занять себя чем то. Иногда кричала или наоборот не разговаривала с ними (родителями).

А что делали они (родители)?

Пытались поговорить, пытались объяснить, научить. А я дела вид, что со мной всехорошо, спокойно, я старалась не показывать, что все плохо.

Как ты думаешь, а что они (родители) чувствовали?

Не знаю… Плохо…нервничали, что я огрызалась или кричала. Я показала, что все хорошо и они убедились, но ничего не решено… Я думала, что все само пройдет…

Они ничего не чувствуют … они же не знают …

Как такие взаимоотношения в семье влияли на тебя?

Ты становишься замкнутым или наоборот быстро говоришь, нервничаешь.

Обсуждаете ли вы с друзьями сложности в семье?

Нет, а кому это интересно, они не смогут решить проблему.

А ты бы хотела поговорить об этом с друзьями?

Нет, у меня все хорошо! Бывает, что отношения меняются, они отворачиваются от тебя.

С тобой такого бывало?

Нет. Я про такое слышала.

Если бы твой друг попал в такую ситуацию, что ты ему бы посоветовала?

Я бы посоветовала поговорить с мамой, дать понять ей, что хочешь общаться с ней.

В идеале как ты видишь решение этой ситуации?

Обратится к психологу.

Что или кто б тебе мог помочь?

Мне бы помогло отвлечься чем-нибудь, например спорт или уйти…

Интервью 2.

Как ты понимаешь выражение дом вверх дном?

Вверх дном.. – хаос. Всё не на своём месте..

А если это выражение переносить на отношения между родителями и детьми?

Проблема с их взаимосвязью, душевное непонимание.

Можно ли сказать что в твоей семье тоже «дом вверх дном»?

Можно..Я хотела начать жить со своим парнем, мать была против и всячески пыталась настроить меня против него. Проблема возникла в непонимании и пропадать начала взаимосвязь.

А как ты себя чувствовала в этих ситуациях?

Отвращение, злость, агрессия и я на тот момент, скажу больше, могла показаться сама себе жестокой.

Как эти чувства проявлялись в твоём поведении, и что ты делала в этих ситуациях?

В раннем детстве мало внимания, наверное уделяли и от этого агрессия, обида какая-то…

Нервные срывы ловила и неконтролируемое поведение. Бросалась вещами, ругалась..

А что делали родители в этих ситуациях?

Пытались успокоить, иногда это помогало иногда нет, если нет, то я сама потом успокаивалась и ложилась спать..

А как ты думаешь, что родители чувствовали в этой ситуации?

Тревогу, страх и жалость..

Они об этом говорили?

Сама так чувствовала их энергию

Как эти взаимоотношения в семье влияли на твою жизнь?

Я сама на себя повлияла этими ситуациями, которые я сама рисовала или стирала непонравившиеся рисунки других. В детстве вот…недостаток внимания меня мучал, я маленькая была, мама на работе, папа на работе, а дяде и тете, было наплевать.

Если бы твой друг попал в такую ситуацию, что ты ему бы посоветовала?

Друг мне советовал потерпеть, а я бы ему посоветовала не обращать внимания на все.

В идеале как ты видишь решение этой ситуации?

Смириться…

Важнейшей потребностью подростка является взаимопонимание. Поэтому разговаривайте с ребёнком или создавайте условия для общения. Сообщите немного о себе, о своих радостях и проблемах, будьте с подростком на равных, услышьте мнение своего чада или даже совет. Позвольте ему быть свободным, возможность говорить откровенно появится, когда вы перестаньте его критиковать. Начните с уважением относиться к мнению ребёнка, даже если оно не верно или вы с ним не согласны, таким образом вы научите ребёнка уважать себя.

Хорошим способом наладить отношения с ребёнком является организация и проведение совместного досуга. Новая среда, атмосфера, увлекает вас обоих, положительные эмоции сглаживают накопившиеся обиды, дают возможность по-новому взглянуть друг на друга.

Не забывайте об обязанностях, очень важно, чтоб у подростка были свои дела по дому, через которые он научится ответственности, начнёт ценить труд.

Интересным способом улучшить отношения с ребёнком может стать создание собственных традиций и ритуалов.

Обратите внимание на друзей подростка, не отталкивайте их, не запрещайте встречи. Напротив, устройте вечеринку, пригласите его друзей, познакомьтесь с ними. Если они вам не нравятся, скажите сыну или дочери об этом, но не запрещайте, если это конечно не угрожает его безопасности.

Вот несколько советов, которые вам помогут улучшить атмосферу в доме, вернуть взаимопонимание, и тогда ребёнок начнёт ценить время, проведенное дома, а не бежать из него. Дом и семья станут символом любви и поддержки для вашего ребенка.

 

Психологи отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних №2 Малин Михаил Андреевич и Загузина Дарья Анатольевна