Воскресенье, 19 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Психологическая поддержка учащихся

          Одним из приоритетных направлений в работе психолога отделения дневного пребывания несовершеннолетних является оказание психологической помощи учащимся.

В этой статье речь пойдет о сохранении и укреплении психологического здоровья учащихся совместно с ближайшим социальным окружением ребёнка, а именно родителями и педагогами.

 Психологическое здоровье включает в себя такие компоненты как личностное и духовное развитие школьника с учётом его познавательных, социальных и психологических потребностей. Приобретая новый социальный статус «Ученик», ребёнок оказывается в новой для него ситуации взаимодействия с обществом. В этот момент на помощь могут прийти взрослые, которые смогут объяснить принципы взаимоотношений с этим новым миром. Несомненно, любые перемены, это всегда стресс. И то, как ребёнок справится с ним, зависит во многом, от родителей, педагогов, а также специалистов, оказывающих психологическое сопровождение.

Если родитель имеет адекватное представление о потенциальных возможностях своего ребенка, то он сможет с пониманием отнестись к трудностям, возникающим в процессе обучения и вовремя обратиться за помощью к специалистам различных направлений. Таким образом, родитель оказывает психологическую поддержку своему ребёнку-ученику.

Когда для педагога является важным совместное с ребёнком определение его возможностей и интересов, то поиск путей преодоления учебных и личностных проблем, станет той самой психологической поддержкой.

Психолог может сосредоточиться на создании условий, в рамках которых педагоги и родители могли бы получить профессионально и личностно значимое знание о способах оказания психологической поддержки детям.

Понимая необходимость формирования психологического здоровья, важно помнить выполнение возрастных задач развития. Работа психолога опирается на возрастные и личностные особенности детей.

  • В возрасте 7-10 лет, на начальном этапе образовательного маршрута, важно помочь ребёнку адаптироваться к новой социальной ситуации, принять социальный статус ученика. Работа направлена на проработку таких понятий как ответственность и распределение ресурсов.
  • Основным направлением психологической работы в младшем подростковом возрасте (10-11 лет), может являться формирование умения учиться.
  • В работе с учащимися 11-12 лет особое внимание уделяется развитию самосознания, в частности формированию у подростка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, укреплению чувства взрослости, а также формированию интересов и мотивации учения.
  • В старшем подростковом возрасте 13-14 лет важно обратить внимание на развитие навыков общения подростка со сверстниками, формирование волевого поведения, умение владеть своим эмоциональным состоянием и развитие воображения.
  • В возрасте от 15 лет психологическая поддержка выражается в проведении проф-ориентационных мероприятий и организации групповой и индивидуальной работы в рамках исследования личностных особенностей.

Психологическая поддержка включает в себя несколько этапов работы, которые формируют комплексное взаимодействие между всеми уровнями социального окружения учащихся.

Диагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение когнитивной, эмоциональной и социальной сфер учащихся.На данном этапе выявляются трудности, оценивается степень их коррекции, предполагаются возможные варианты дальнейшего сотрудничества.

Коррекционно-развивающая – предполагает активное воздействие на учащегося с целью формирования у него ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности.

Консультативная – оказывает помощь в решении проблем личности.

Просветительская – формирует потребность в психологических знаниях и желание использовать их в интересах собственного развития.

Профилактическая – предупреждает возможное неблагополучие в психическом и личностном развитии учащихся.

Наши  отделения  уникальны  тем, что создает для ребенка макет его обычного ежедневного социума, где есть сверстники, взрослые, но где нет уже наработанных школьных шаблонов, «заработанных» им в школе.  Психологи  проявляют особое внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни в целом.

Благодаря небольшой группе отделения, удается осуществлять качественный, почти индивидуальный подход к каждому ребенку, отслеживается его текущая жизнь в школе, его успеваемость, осуществляется помощь по решению проблем взаимоотношений в школе, обучение навыка общению со взрослыми.

Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних №1, Шелгунова 17, тел.367-08-29
          Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних №2, Коллонтай,7/2, тел.417-52-88

 

Зав. отделением дневного пребывания для несовершеннолетних  №2

Егорова Татьяна Александровна

 Психолог отделения психолого-педагогической помощи №2 Захарова Екатерина Андреевна