Суббота, 18 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОДРОСТКА ОБ ОПАСНОСТИ ПРИЕМА НАРКОТИКОВ

Формирование «наркотической ориентации» у подростка может протекать в виде трех взаимосвязанных этапов:

1-й этап начинается с момента получения искаженной, поверхностной информации о психоактивных веществах и заканчивается стойким, выраженным интересом к наркотикам;

2-й этап характеризуется непосредственным «знакомством» с наркотиками, которые подросток начинает эпизодически употреблять;

3-й этап демонстрирует возникновение у подростков стойких признаков физической и психической наркотической зависимости; на данном этапе происходит разрушение личности, поражаются практически все внутренние органы и системы, резко возрастает опасность заражения ВИЧ, гепатитом.

Этот трехэтапный процесс протекает неодинаково у различных подростков и зависит от возраста, пола, индивидуально-личностных особенностей, социальных (прежде всего, микросоциальных) условий.

Пик «экспериментирования» с психоактивными веществами (в данном случае с наркотиками) приходится на возрастной период с 13 до 16 лет, хотя, в последние годы все чаще фиксируются случаи наркотизации восьми-девятилетних детей.

Искусственно вводя себя в измененное состояние (проще говоря, наркотическое опьянение), подросток временно испытывает чувство иллюзорного превосходства над сверстниками. Однако его эмоциональный фон быстро меняется: на смену неадекватно завышенному или радостно-безмятежному настроению приходят: страх, тревога, чувство подавленности и одиночества, мысли о самоубийстве. Имевшие место ранее психологические противоречия обостряются, препятствуя установлению позитивных отношений с окружающими. Сфера интересов постепенно смещается в сторону купли-продаже наркотиков. Ценностные установки, в виде моральных запретов, буквально «выдавливаются» асоциальными потребностями наркоманов, различных маргиналов, изгоев общества.

В свою очередь, невежество родителей в элементарных вопросах воспитания, налаживания межличностных отношений, оказания психологической поддержки подростку еще больше усугубляют сложившуюся ситуацию.

Как же уберечь ребенка от беды и предотвратить наркотическую зависимость?

Прежде всего, необходимо отметить, что отечественные ученые рекомендуют внедрять программу профилактики злоупотребления психоактивными веществами еще в детском саду.

Родители, желающие провести откровенную беседу со своими детьми о смертельной опасности наркотиков, нередко сталкиваются с недоверием и нетерпимостью подростков. Именно поэтому взрослые должны проявить терпение и такт. К беседе нужно обязательно готовиться, например, полистать специальную литературу, обратиться к Интернет-источникам и т.д. Целесообразно говорить о вещах, которые вызвали у Вас лично эмоциональный отклик, имеет смысл привести в качестве аргументации яркие случаи, описанные в средствах массовой информации о судьбе наркоманов, привести примеры из жизни знакомых, может быть переосмыслить и озвучить собственный опыт общения с наркозависимыми, их родственниками, избегая научных терминов, банальностей, нравоучений. Важно мотивировать детей на диалог в виде доверительной беседы. Далее, нужно всячески поощрять подростков делиться своими сомнениями, проблемами, давать объективную оценку своему поведению и поведению сверстников. Для школьников младшего возраста целесообразно использовать элементы игрового поведения. Для более старших возрастных групп вполне уместно продемонстрировать документальные фильмы (размещенные в Интернете), подготовленные различными общественными, государственными и религиозными организациями (реабилитационными центрами), в которых бывшие наркоманы рассказывают о том, как им удалось преодолеть все «круги ада» наркотической зависимости и с каким трудом они вернулись к нормальной жизни.

Психологи давно заметили, что дети особенно внимательно слушают людей, которые ведут себя естественно, искренне, оригинально мыслят, которые способны инициировать обсуждение любых вопросов, заставить ребенка задуматься и начать рассуждать по-новому. Совершенно очевидно, что самым эффективным звеном ранней профилактики наркомании является семья. Кроме обладания необходимыми знаниями о различных методах воспитательного воздействия, родители должны владеть информацией об основных признаках злоупотребления психоактивными веществами, наркотического опьянения. Не менее важны навыки аналитического подхода к различным рекламным объявлениям в социальных сетях, к литературным произведениям, художественным фильмам, связанным с данной тематикой.

Квалифицированную консультативную помощь родители могут получить в Центре социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга.

Специалист по социальной работе

организационно-досугового отделения

Бакин А.А