Понедельник, 20 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

О занятиях в группе "Мама и малыш".

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

В отделении психолого-педагогической помощи № 1 для семей с детьми раннего возраста проходят занятия по программе « Развитие эмоциональных отношений родителей и детей ». В занятиях принимают участие пары - мама и ребенок. На занятиях мама становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Необходимо со-участие мамы, одновременная практическая деятельность вместе с ней, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание мамы, и ее участие в действиях ребёнка.

Часть занятия посвящена играм с мячом. Для этого используются специальные массажные мячи - ежики. Игольчатая поверхность массажных мячиков благотворно воздействует на нервные окончания и способствует улучшению кровообращения. Мячики незаменимы для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики и координации движений. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Также мячики благотворно влияют на развитие тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Развивается мелкая моторика рук, что напрямую связано с развитием речи ребенка.

При выполнении упражнений с массажным мячиком задействуются глубокие мышечные структуры. Закруглённые массажные шипы мячика воздействуют на биологически-активные зоны ладошек.

mother1

Еще один фрагмент занятия посвящен ползанию в тренажере-трубе. Эта часть занятия наиболее нравится нашим маленьким клиентам, но, помимо удовольствия, такое упражнение приносит неоценимую пользу в развитии малыша. Ведь что такое ползание с точки зрения психологического развития ребенка? Это, прежде всего, стремление и возможность получить недоступное, но желаемое. Понимание того, что предмет недоступен без усилий, приложение усилий, преодоление трудностей, долгожданная победа — важны для формирования характера крохи. Грубо говоря: если что-то не дается само по себе — этого можно достичь, если потрудиться. Это своеобразная матрица успеха, тренировка трудолюбия.

С точки зрения физического развития ползание важно еще больше. Передвигаясь на четвереньках, малыш учится управлять своим телом, развивает важнейшие нервные реакции. Для того чтобы ползти, необходимо сформировать:

обзор;

поворот;

чередование.

А это не так-то просто.

При ползании активируются различные поля зрения. Особенно важно то, что кроха приучается смотреть вниз — «под руки». Неврологи считают, что хорошее развитие нижнего поля зрения предотвращает многие проблемы в дальнейшем: помогает успешно осваивать школьные навыки, да и просто быть осторожным, «смотреть себе под ноги». Формируется координата «высота», которую ползающий малыш осваивает более планомерно и уверенно.

mother2

На занятии присутствует момент изобразительной деятельности, где малыши вместе с мамами делают первые шаги в рисовании и лепке. В результате освоения рисования у детей развиваются:

зрительно-двигательная координация, глазомер;

мелкая моторика рук, пальцев (особенно движение и взаимодействие пальцев «щепотки» – указательного, большого и среднего);

воображение;

пространственное, образное мышление;

усложняется эмоциональное состояние (дети радуются творчеству);

дети начинают замечать «красивое»;

способность подмечать характерные признаки предметов, находить сходство и различие между ними;

чувство цвета;

дети знакомятся с простейшим понятием «узор», «ритм».

mother3

В этой статье описаны всего лишь несколько фрагментов занятий с детьми раннего возраста, проходящих в ОППП № 1. Актуальность данной работы обусловлена важностью развития эмоциональных отношений детей раннего возраста и родителей, направлена на раннюю профилактику нарушений взаимоотношений между членами семьи, профилактику нарушений развития в эмоциональной, личностной и поведенческой сфер ребенка.

Родители буквально с первого месяца жизни ребенка пытаются найти клубы, центры, где проводятся занятия с детьми раннего возраста, направленные, как правило, на развитие интеллектуальных способностей детей (изучение иностранного языка, чтение и т. д.). Исследования показывают, что притязания родителей фокусируются на развитии интеллекта малышей, при этом намечается тенденция к занижению уровня естественной эмоциональности детей данного возраста.

Эти факты позволяют сделать вывод о недостаточной осведомленности родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста. В связи с этим в ЦСПСИД Невского района проходят занятия по программе « Развитие эмоциональных отношений родителей и детей раннего возраста ».