Воскресенье, 19 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Детский социальный театр как школа воспитания чувств

theatre

Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его,

то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом,

со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость,

жадная и страстная до впечатлений изящного?

В.Г. Белинский

 

Создание детской театральной студии, особенно когда дело касается изначально немотивированных детей, детей из неблагополучных семей – дело нелегкое и кропотливое. Так ради чего же все-таки стоит заняться таким делом? Именно такая форма работы с детьми способствует их социализации, адаптации в коллективе. В процессе репетиций, в процессе подготовки к спектаклю каждый из участников творческого коллектива учится взаимодействовать с другими, вписывает свою роль в общую картину, примеривается и приспосабливается к другим участникам. Сплочение и взаимодействие ради общей конкретной цели – создания праздничного необычного сюжетного зрелища - делает каждого из участников творцом, полноправным и деятельным членом творческого коллектива. Немаловажно, что разучивая, отрабатывая, озвучивая перед другими свою роль ребенок учится контролю над своими эмоциями – терпению, которое необходимо для неоднократных повторений – «шлифовки» текста, движений, мимики, жестов, для ожидания момента грамотного вступления в ход спектакля. Театр дает возможность как сдерживания, так и выплеска эмоций – ведь здесь можно и поплакать, и посмеяться, и покричать, и даже поссориться, но в той мере, в какой это предполагает характер действия, содержание роли, требования к данной конкретной постановке. Кроме того, воспитываются пунктуальность, ответственность, чувство меры и времени. Внедряется любопытное, но непреложное и обязательное к исполнению правило «эмоции в рамке». Театр знакомит детей с богатейшей эмоциональной палитрой – многоцветным миром человеческих чувств, эмоций, ощущений. При умелом руководстве над освоением ролей каждый из участником вправе примерить на себя как близкую по эмоциональной окраске роль, так и абсолютно противоположную: добрый может попробовать себя в роли сердитого персонажа, мечтательный предстать сухим и деловым героем, пассивный деятельным, а активный – ленивым...

Однако путем наблюдения, анализа педагогу предстоит выбрать надо ту роль, в которой ребенок наиболее ярок и успешен. Здесь заложены и способы борьбы как с гиперактивностью, так и с проявлениями социофобий: работа со спокойной ролью помогает сосредотачиваться, постоянное общение с искусством и взаимодействие с окружающими помогает «вынырнуть» из границ собственного «я». Кроме знакомства с чувствами, освоения навыков контроля над эмоциями, дети получают представление о различии человеческих характеров, взглядов на жизнь. Иногда маленькому актеру удается привнести в роль что-то абсолютно своё – элемент костюма, удачный жест, танцевальные движения, особый тон, реплику, а значит участие в постановке – это чудесное средство для самовыражения, повышения самооценки, многостороннего развития. Безусловно, здесь присутствует работа над развитием речи, развитием пластики, образного мышления, умением эстетически увидеть действительность. Задача воспитателя, педагога – выбирать сюжеты, где прекрасное и доброе торжествует над злым и безобразным, умело руководить процессом общения и взаимодействия детей, демонстрировать ровное и доброжелательное отношение ко всем участникам, грамотно распределить роли в соответствии со способностями и желаниями ребенка, в то же время не пресекая творческой инициативы, поощряя деятельный подход. Безусловно, в процессе создания спектакля вряд ли удастся полностью избежать конфликтов и столкновений, важно уметь их распознать и вовремя погасить. Сделайте целью не соревнование в успешности, а творческое взаимодействие и взаимопомощь, подчеркивайте, что каждая роль в значима, будь то актер, костюмер, реквизитор, художник, музыкант или даже рабочий сцены. Общая цель – это создание праздника, яркой странички в книге жизни каждого участника, а также и зрителя.

 

Специалист по социальной работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних №1

Смирнова М.Г.