Воскресенье, 19 Ноября 2017
   
Шрифт

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Говорите с подростком, но...

 

Для того чтобы слова, сказанные подростку в период его наибольшей уязвимости, были услышаны совершенно необходимым условием диалога родителей и детей должно быть является сохранение контакта «невзирая ни на что». В программе «Teenstar», предложенной доктором Г. Клаусом, декларируются следующие принципы взаимодействия родителей с детьми, позволяющие сохранить доверительные отношения.

1. Согласитесь с беспокойством и неуверенностью.

Это возраст, полный противоречий и беспокойств. Нет ничего ненормального в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т.д.

2. Избегайте попыток казаться слишком понимающими.

Избегайте таких высказываний как «Я отлично знаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они уникальны, неповторимы в своем роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят очевидными, наивными и простыми. Очень тонкое дело - принимать в расчет в этот период их потребности.

3. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование.

Родители должны терпимо относиться к нежелательным поступкам детей, т.е. поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.

4. Разговаривайте и действуйте как взрослые.

Не соперничайте с подростками, ведя себя, как он, или используя молодежный жаргон. Подростки нарочито принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается постепенный отход от родителей. Подражание стилю и жаргону детей толкает родителей в еще более глубокую оппозицию.

5. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны.

Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителями. Многоэтапной задачей родителей является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.

6. Избегайте акцентирования слабых сторон.

При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина боли- родители, то она дольше не проходит.

7. Помогите подростку самостоятельно мыслить.

Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который развивает независимость.: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твое решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнения ровесников.

8. Правда и сочувствие рождают любовь.

Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по – вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были неправы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – докопаться до истины.

9. Уважайте потребности в уединении, в личной жизни.

Этот принцип требует некоторой дистанции, что поможет показаться для многих родителей невозможным.

10. Избегайте громких фраз и проповедей.

Продуйте разговаривать, а читать лекции. Избегайте заявлений, типа: «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше, чем тебя…».

11. Не навешивайте ярлыков.

«Аня - глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьется». Такое навешивание ярлыков ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.

12. Избегайте неоднозначных высказываний.

Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, полное доброжелательности разрешение или открытую возможность выбора.

13. Избегайте крайностей, неправильно давать полную свободу, как неверно «закручивать гайки».

14. Сохраняйте чувство юмора.[1]

 

 

[1] Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002. с. 665-667